Постановление ЗС Краснодарского края от 25.02.2015 N 1492-П "О мерах по увеличению производства молока и мяса и обеспечению мясомолочной продукцией населения в муниципальных образованиях Краснодарского края"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. № 1492-П

О МЕРАХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА И МЯСА
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Заслушав и обсудив информацию первого заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края - председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И.М. Петренко о мерах по увеличению производства молока и мяса и обеспечению мясомолочной продукцией населения в муниципальных образованиях Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что благодаря государственной поддержке агропромышленного комплекса, достижениям аграрной науки в области семеноводства, повышению плодородия земель и культуры земледелия, применению высокотехнологичной сельскохозяйственной техники и современных методов обработки почвы сельхозтоваропроизводителями края за последние годы достигнуты высокие показатели в производстве растениеводческой продукции.
Так, в 2014 году на Кубани получен рекордный урожай зерновых и зернобобовых культур. Во всех категориях хозяйств было произведено 12,9 млн. тонн (в весе после доработки), что на 3,2 млн. тонн (или на 25 процентов) больше, чем в 1990 году. Валовой сбор кукурузы в сравнении с 1990 годом увеличился в 6 раз и составил 3,3 млн. тонн.
Улучшилось качество произведенного зерна. Доля продовольственного зерна озимой пшеницы в общем объеме производства составила 84 процента, что на 12 процентов выше уровня 2013 года.
По сравнению с 1990 годом в 2014 году достигнуты хорошие показатели и по техническим культурам. Валовой сбор подсолнечника за этот период возрос на 35,7 процента и составил 1,1 млн. тонн при урожайности 24,6 центнера с гектара. Увеличился объем производства сахарной свеклы. В прошлом году ее получено 6,8 млн. тонн при урожайности 494 центнера с гектара. За период с 1990 года по настоящее время в 5 раз возросло производство сои, являющейся важной частью кормовой базы сельскохозяйственных животных, и в 2014 году собрано 275,6 тысячи тонн сои при урожайности 17,6 центнера с гектара. Также с начала 1990 года возросли объемы производства картофеля, овощей и бахчевых культур, винограда, плодово-ягодной и другой сельскохозяйственной продукции.
Достигнутые результаты в растениеводстве положительно отразились на финансовых результатах данной отрасли, по оценке итогов 2014 года, ее рентабельность составила 39 процентов и возросла в сравнении с прошлым годом на 14 процентов.
Также органами государственной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края совместно с хозяйствующими субъектами принимались меры по укреплению материально-технической базы животноводческой отрасли и стимулированию производства продукции животноводства. В целях развития этой отрасли были приняты законодательные акты и государственные программы Краснодарского края, создавались условия для привлечения инвестиций.
В результате с 2006 года по настоящее время в молочном животноводстве построены и сданы в эксплуатацию 15 комплексов (мегаферм) по производству молока на 21,7 тысячи скотомест. В 13 муниципальных образованиях края 40 хозяйствующих субъектов провели реконструкцию молочных ферм и комплексов общей мощностью 48,6 тысячи скотомест. В Выселковском районе закрытым акционерным обществом фирма "Агрокомплекс" реализован инвестиционный проект, что позволило увеличить производство бройлерного мяса птицы с 39 до 88 тысяч тонн.
Однако созданная крупная материально-техническая и кормовая базы, а также постоянная государственная поддержка пока не дали должных позитивных результатов в увеличении производства продукции животноводства, особенно молока и мяса. Вместо роста их производства в последние годы в половине муниципальных образований края наблюдается негативная тенденция к уменьшению поголовья всех видов животных и, как следствие, к снижению производства молока, мяса и обеспеченности этой продукцией населения края.
Если в 1990 году во всех категориях хозяйств края содержалось 1778,1 тысячи голов крупного рогатого скота, то в настоящее время - всего 542,7 тысячи голов (сокращение в 3 раза). Из них в 1990 году дойное стадо составляло 587,7 тысячи голов коров, сегодня - 217,4 тысячи голов (уменьшение в 2,7 раза). Значительное сокращение всех видов животных произошло и в личных подсобных хозяйствах граждан. В 1995 году в поголовье дойного стада коров насчитывалась 121 тысяча голов, в 2014 году - 66 тысяч голов. В поголовье свиней в тот период было 377 тысяч голов, в настоящее время - 1,7 тысячи голов.
Анализ показывает, что поголовье животных сократилось в каждом втором муниципальном образовании края. Только за последние 3 года, с 2011 по 2014 год, в Новопокровском районе наблюдается сокращение поголовья животных в 4 раза (с 1972 до 492 голов), Отрадненском районе - в 3,8 раза (с 3236 до 856 голов), Кавказском районе - более чем в 2 раза (с 1720 до 800 голов), Крымском районе - в 2 раза (с 562 до 246 голов), Динском районе - в 2 раза (с 5941 до 2892 голов), Славянском районе - в 2 раза (с 3333 до 1600 голов), Гулькевичском районе - в 1,7 раза (с 8388 до 4896 голов), Темрюкском районе - в 1,7 раза (с 757 до 456 голов). В настоящее время отсутствуют коровы в сельскохозяйственных предприятиях муниципальных образований Апшеронский район, Туапсинский район, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.
В результате этого валовое производство молока в хозяйствах всех категорий в 2014 году составило 1,3 млн. тонн, что на 770,7 тысячи тонн (или на 37,3 процента) меньше производства молока в 1990 году. При этом за последние 5 лет наблюдается постоянное снижение объемов производства молока в 37 из 44 муниципальных образований края. Наибольшее снижение его производства отмечается в Абинском, Динском, Крымском, Новопокровском и Славянском районах, в результате в них не обеспечиваются нормы потребления молока в расчете на одного жителя.
Физиологическая норма потребления молока и молочных продуктов составляет 320 кг в год на одного взрослого человека. Однако в 26 муниципальных образованиях производится молока меньше, чем требуется для полноценного обеспечения жителей молочной продукцией. Наименьшее производство молока (в расчете на одного жителя) приходится на Туапсинский, Кавказский, Крымский, Северский и Абинский районы.
В то же время, находясь в этих же экономических условиях, больше всех производят молока в расчете на одного жителя в Щербиновском (1310,6 кг), Выселковском (1228,1 кг), Брюховецком (1166,8 кг), Каневском (1058,3 кг) и Павловском районах (1010,1 кг).
Помимо снижения производства молока, в крае вызывает озабоченность также спад производства скота в убойном весе. Значительное уменьшение поголовья скота привело к тому, что в настоящее время Краснодарский край испытывает дефицит мяса. Производство скота и птицы (в убойном весе) в хозяйствах всех категорий в 2014 году составило 327 тысяч тонн, что на 259 тысяч тонн (или на 44 процента) меньше, чем в 1990 году, это обеспечивает физиологическую норму потребления мяса в расчете на одного жителя на 86 процентов.
Снижение объемов производства скота и птицы на убой отмечается в 38 из 44 муниципальных образований края. Наибольший спад производства мяса (в убойном весе) отмечается в Абинском, Апшеронском, Динском, Кавказском, Крымском, Славянском и Темрюкском районах.
Рост производства мяса (в убойном весе) отмечен только в 4 муниципальных образованиях края (город Краснодар, Павловский, Тбилисский и Щербиновский районы). Наиболее высокий уровень производства мяса (в расчете на одного жителя) в Успенском (421,6 кг), Щербиновском (371,5 кг), Тбилисском (368,1 кг), Выселковском (291,6 кг) и Павловском районах (279,3 кг).
Сложившаяся неблагоприятная ситуация в отрасли животноводства требует от органов государственной власти края и органов местного самоуправления муниципальных образований края принятия безотлагательных мер, разработки ведомственной целевой программы и повышения объемов государственной поддержки с целью сохранения продовольственной безопасности страны и обеспечения населения края молоком, мясом и мясомолочной продукцией в соответствии с установленными нормами питания из расчета на одного взрослого человека в год.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию первого заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края - председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И.М. Петренко о мерах по увеличению производства молока и мяса и обеспечению мясомолочной продукцией населения в муниципальных образованиях Краснодарского края принять к сведению.
2. Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка:
1) разработать ведомственную целевую программу Краснодарского края по развитию животноводства и увеличению производства молочной и мясной продукции в Краснодарском крае, в которой предусмотреть меры по увеличению поголовья скота и птицы, развитию племенной базы молочного и мясного животноводства и определению статуса племенных хозяйств, а также объемы государственной поддержки по стимулированию производства молока и мяса, и представить ее на рассмотрение Законодательного Собрания Краснодарского края с последующим утверждением данной программы главой администрации (губернатором) Краснодарского края;
2) провести мониторинг обеспеченности субъектов малых форм хозяйствования, занимающихся молочным животноводством, культурными пастбищами во всех муниципальных образованиях края;
3) активизировать организационно-профилактическую работу по исполнению во всех животноводческих хозяйствах Краснодарского края ветеринарно-санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края:
1) обеспечить выполнение поставленных задач по увеличению поголовья сельскохозяйственных животных во всех формах хозяйствования;
2) обеспечить доступность кормов во всех сельских поселениях для развития молочного и мясного скотоводства в малых формах хозяйствования;
3) активизировать информационно-разъяснительную работу с гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств о действующих мерах государственной поддержки развития животноводства в Краснодарском крае;
4) рассмотреть на ближайших сессиях представительных органов местного самоуправления в крае вопросы состояния развития животноводства, принять меры по увеличению производства молока и мяса и обеспечению мясомолочной продукцией населения муниципальных образований и проинформировать постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
4. Поручить постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка и постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений подготовить нормативную правовую базу по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края в первоочередном порядке для целей развития животноводства.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
25 февраля 2015 года
№ 1492-П


------------------------------------------------------------------