Приказ Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края от 24.02.2015 N 9-а "Об утверждении Методических требований по разработке Стратегии развития открытых акционерных обществ, более пятидесяти процентов акций которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, подведомственных департаменту по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края"



ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИНАНСОВОМУ И ФОНДОВОМУ РЫНКУ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 24 февраля 2015 г. № 9-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ,
БОЛЕЕ ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ ПО ФИНАНСОВОМУ И ФОНДОВОМУ
РЫНКУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В соответствии с Законом Краснодарского края от 13 мая 1999 года № 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края", Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2014 года № 1600 "О хозяйственных обществах, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, имеющих особое значение для Краснодарского края", приказываю:
1. Утвердить Методические требования по разработке Стратегии развития открытых акционерных обществ, более пятидесяти процентов акций которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, подведомственных департаменту по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (далее - Методические требования) в соответствии с приложением к настоящему Приказу.
2. Отделу по работе с банковскими организациями управления по финансовому рынку департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (Баженова) довести Методические требования до сведения открытого акционерного общества "Краснодарский краевой инвестиционный банк".
3. Информационно-аналитическому отделу департамента (Покотенко) обеспечить опубликование настоящего Приказа на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разместить его на официальном сайте департамента finmarket.kubangov.ru.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя руководителя департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края С.А. Федоренко.
5. Настоящий Приказ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Руководитель департамента
И.А.СЛАВИНСКИЙ





Утверждены
Приказом департамента
по финансовому и
фондовому рынку
Краснодарского края
от 24 февраля 2015 г. № 9-а

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ, БОЛЕЕ ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Введение

Методические требования по разработке стратегии развития открытых акционерных обществ (далее - Общества), более пятидесяти процентов акций которых находятся в государственной собственности Краснодарского края (далее - методические требования) разработаны в целях повышения эффективности системы управления пакетами акций таких Обществ, безусловного контроля при принятии решений их органами управления, обеспечения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2014 года № 1600 "О хозяйственных обществах, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, имеющих особое значение для Краснодарского края".

I. Основные термины и определения

Термины и определения, используемые в Методических требованиях, применяются в том же значении, в каком они используются в действующем законодательстве, если иное не предусмотрено настоящими Методическими требованиями.
Для целей настоящих Методических требований используются следующие понятия:
1) стратегия развития Общества - документ, утвержденный органами управления Общества и согласованный с органом исполнительной власти Краснодарского края, на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), утвержденный распорядительным актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития общества, информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед обществом, на период не менее 5 лет;
2) среднесрочный период - период времени продолжительностью до 3 лет;
3) долгосрочный период - период времени продолжительностью от 3 до 5;
4) прогнозируемый период - период времени, составляющий от 3 до 5 лет, на который дается обоснованный прогноз значений показателей ожидаемых результатов деятельности Общества;
5) риск - опасность возникновения непредвиденных потерь в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами;
6) возможность - стечение обстоятельств, наступление которого может оказать позитивное влияние на деятельность Общества;
7) менеджмент Общества - высшее руководство Общества, включающее ее генерального директора, его заместителей и директоров по направлениям работ.

II. Требования к разработке стратегии развития Общества

2.1. Срок, на который разрабатывается Стратегия развития Общества (далее - Стратегия), должен составлять не менее 5 лет.
В прогнозируемом периоде Стратегия должна содержать перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение целей развития Общества, с указанием объема и источников их финансирования, а также показатели ожидаемых результатов деятельности Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов в разрезе по годам.
В целях своевременного выявления отклонений экономических и финансовых результатов деятельности Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов от запланированных показателей необходимо в Стратегии на среднесрочный период также отражать промежуточные значения показателей ожидаемых результатов деятельности Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов в разрезе по кварталам.
2.2. При разработке Стратегии следует учитывать стратегические, программные и иные документы, влияющие на сферу деятельности Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов и отрасли в целом, в том числе:
- концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
- стратегии долгосрочного социально-экономического развития регионов, в которых Общество осуществляет деятельность;
- планы (программы) приватизации федерального, государственного и муниципального имущества;
- федеральные целевые программы;
- федеральную адресную инвестиционную программу;
- региональные целевые программы;
- схемы территориального планирования;
- иные стратегические и/или программные документы и поручения, касающиеся развития отрасли, в которой Общество осуществляет деятельность, утвержденные Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами государственной власти субъектов и местного самоуправления.
2.3. В Стратегии должны быть отражены:
- комплекс инновационных и инвестиционных проектов со сроками их осуществления, ресурсами, исполнителями, объемами и источниками финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач Общества;
- соответствующие перечни мероприятий, сроки их реализации и значения показателей ожидаемых результатов деятельности Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов, касающиеся его развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, содержащиеся в иных утвержденных программных документах Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов;
- плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности Общества, определенных целями его развития.
2.4. Стратегия разрабатывается менеджментом Общества и утверждается органами управления Общества и принимается распорядительным актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края, проект которого в установленном законодательством порядке вносится департаментом по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края как уполномоченным органом по управлению акциями Организации.

III. Описание основных блоков Стратегии

3.1. Оценка степени достижения плановых значений показателей результатов деятельности Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов, определенных ранее утвержденными программными документами Общества.
В данном разделе Стратегии:
- отражается динамика фактических показателей результатов деятельности Общества, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов в разрезе по годам;
- приводится анализ степени достижения Обществом плановых значений показателей деятельности, определенных ранее утвержденными программными документами Общества;
- приводится вывод о степени реализации стратегических целей развития Организации;
- приводятся пояснения причин отклонений фактических значений показателей результатов деятельности Общества от запланированных.
3.2. Анализ перспектив экономического развития Общества в отрасли с учетом текущих результатов его деятельности.
В данном разделе Стратегии приводится анализ перспектив экономического развития Общества в отрасли для создания информационной и теоретической базы и принятия необходимых управленческих решений.
Данный анализ предполагает:
- анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг;
- анализ среды (макроокружение, конкурентная среда) и ее влияния на устойчивость Общества в целом с учетом динамики фактических показателей эффективности его деятельности;
- сравнительный анализ показателей результатов деятельности Общества (в динамике) и результатов деятельности не менее 3 сопоставимых (конкурирующих) компаний в отрасли (международные, государственные и (или) частные компании, соперничающие в достижении идентичных целей, производящие продукцию или оказывающие услуги в той же сфере).
При сравнительном анализе показателей результатов деятельности Общества и результатов деятельности сопоставимых (конкурирующих) компаний в отрасли необходимо использовать в том числе следующие ключевые показатели эффективности деятельности:
- величину активов;
- кредитный портфель (в разбивке: розничное и корпоративное кредитование);
- анализ процентных ставок;
- анализ доходов от операций с ценными бумагами;
- анализ доходов от расчетно-кассового обслуживания;
- объем депозитов юридических и физических лиц;
- анализ полученных дивидендов;
- структура издержек;
- рентабельность по чистой прибыли;
- нормативы банковской деятельности;
- иные отраслевые и финансовые показатели.
В данных целях необходимо использовать информацию, учтенную в консолидированной/сводной отчетности Общества, подготовленной в соответствии с МСФО, РСБУ (если не применимо МСФО).
Также в данном разделе Стандарта должен быть приведен вывод о текущем положении Общества в отрасли и перспективах ее экономического развития на среднесрочный период с учетом результатов проведенного анализа, а также представлены предложения по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности Общества, включающие перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития Общества, с указанием объема и источников их финансирования, а также значения показателей ожидаемых результатов деятельности Общества, его дочерних и зависимых организаций, филиалов.
3.3. Перечни мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития Общества, к поставленным срокам.
В данном разделе Стратегии следует отражать перечни мероприятий, подлежащих осуществлению Обществом, его дочерними и зависимыми организациями, филиалами в целях обеспечения достижения стратегических целей развития Общества, к поставленным срокам. При этом в отношении каждого из таких мероприятий надлежит указывать планируемый срок реализации, объем и источники необходимого финансирования, а также значения показателей ожидаемых результатов с учетом требований, изложенных в разделе 2 настоящих Методических требований.
Использоваться могут как качественно, так и количественно измеримые показатели, методика расчета и расчет которых могут быть подвергнуты верификации со стороны соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов управления Общества.
Также в данном разделе Стратегии приводятся плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности Общества, определенных стратегическими целями его развития, такими как:
- соблюдение обязательных нормативов деятельности;
- выполнение резервных требований Банка России;
- формирование резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности и на возможные потери;
- доходность (показатель прибыли);
- увеличение доли по ключевым продуктам на основном рынке деятельности Общества;
- повышение финансовой эффективности (на основе консолидированной бухгалтерской отчетности);
- расширение или сокращение структурных подразделений Общества;
- изменение количества банкоматов и терминалов;
- модернизация и инновационное развитие;
- повышение производительности труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
- повышение кредитного рейтинга;
- повышение рентабельности по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
- ограничение по долговой нагрузке (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);
- повышение ликвидности активов (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
- процентная политика;
- повышение качества корпоративного управления;
- обеспечение прозрачности внутрикорпоративных процедур, включая антикоррупционные программы;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности;
- увеличение индекса удовлетворенности потребителей услугами организации;
- иные отраслевые и финансовые цели развития Общества.
3.4. Анализ рисков и возможностей, связанных с реализацией мероприятий Стратегии.
В данном разделе Стратегии целесообразно привести оценку рисков и возможностей, связанных с реализацией мероприятий Стратегии, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения, а также механизмов учета и реализации возможностей, возникающих перед Обществом.
Такая оценка может учитывать предполагаемые (возможные) изменения в области отраслевого регулирования, технологических характеристик отрасли, потребительских предпочтений, макроэкономических показателей и прочих составляющих.
При этом необходимо использовать сценарный подход к анализу возможностей и рисков Общества, используя несколько сценариев (альтернативных, вероятных, внутренне непротиворечивых и взаимно исключающих вариантов динамики основных факторов, влияющих на деятельность Общества).
В завершении представленного анализа могут быть приведены предложения по реализации дополнительных мероприятий, способных положительным образом повлиять на процессы управления рисками и нивелирования последствий их возникновения, такие как:
- учреждение дочерних и зависимых организаций, создание филиалов, проведение необходимых структурных преобразований Общества, иные интеграционные мероприятия;
- предложения, адресованные органам исполнительной власти Краснодарского края по изменению отраслевого регулирования, объемов бюджетного финансирования, планов (программ) приватизации;
- иные предложения, реализация которых способна положительным образом повлиять на процессы управления рисками и нивелирования последствий их возникновения.

IV. Порядок рассмотрения и утверждения Стратегии

4.1. В отношении Обществ, включенных в перечень, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края, следует придерживаться следующего порядка.
Проект Стратегии разрабатывается менеджментом Общества, после чего подлежит предварительному одобрению специализированным комитетом при совете директоров или советом директоров в случае отсутствия специализированного комитета.
Разработанный и одобренный специализированным комитетом при совете директоров или советом директоров проект Стратегии направляется менеджментом Общества на согласование в департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
Департамент по финансовому и фондовому рынку готовит проект распорядительного акта главы администрации (губернатора) Краснодарского края и согласовывает его в установленном порядке.

Заключительные положения

Стратегия развития Общества должна быть приведена в соответствие с настоящими Методическими требованиями, предоставлена на согласование органу исполнительной власти Краснодарского края, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), и утверждена в порядке, изложенном в разделе 4 Методических требований.


------------------------------------------------------------------