Распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 18.08.2015 N 350-р "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года"



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. № 350-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

На основании пункта 2.3 Порядка разработки и корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочный и долгосрочный периоды, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июля 2015 года № 699:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года согласно приложению к настоящему Распоряжению.
2. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего Распоряжения на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра финансов Краснодарского края И.А. Перонко.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Временно исполняющий обязанности
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ






Приложение

Утвержден
Постановлением
главы администрации
(губернатора)
Краснодарского края
от 18 августа 2015 г. № 350-р

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

Прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом оценки итогов развития экономики Краснодарского края в 2014 году и за истекший период 2015 года, исходя из задач и приоритетов, намеченных в указах и посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также тенденций мирового экономического развития и внешнеэкономической конъюнктуры.

1. Оценка итогов социально-экономического развития
Краснодарского края в 2014 году и основные ключевые моменты,
характеризующие ситуацию в экономике края
в январе - июне 2015 года

В 2014 году в Краснодарском крае по большинству социально-экономических показателей сохранялась положительная динамика развития.
Прирост валового регионального продукта Краснодарского края оценен в 1%. Индекс промышленного производства сложился на уровне 102,6%. Опережающими темпами росли розничные продажи - 107,1%, производство сельхозпродукции увеличено на 2,7%. Объем введенного жилья составил почти 4,8 млн. кв. метров, или 120,5% к предыдущему году, но при этом ввиду высокой олимпийской составляющей 2013 года объемы строительных работ сокращены почти на треть.
Номинальная заработная плата возросла на 7,1% и составила 25,8 тыс. рублей, регистрируемая безработица стабилизировалась на уровне 0,7% от численности экономически активного населения. Индекс потребительских цен (среднегодовой) сложился на уровне 109,1%.
Среднегодовая численность постоянного населения Краснодарского края увеличилась до 5428,8 тыс. человек (101,1% к 2013 году), среднегодовая численность занятых в экономике - 2322,4 тыс. человек - со снижением на 0,4% к уровню 2013 года, в основном из-за ликвидации рабочих мест, созданных при подготовке к XXII Олимпийским зимним играм (далее - Олимпиада).
По итогам шести месяцев 2015 года макроэкономическая ситуация в Краснодарском крае характеризовалась снижением динамики развития ввиду кризисных явлений в экономике России, а также "обратного эффекта" от проведения Олимпиады.
Тем не менее благодаря высокой диверсификации экономики в ряде отраслей есть положительные результаты.
Прежде всего, это уверенный рост в сельском хозяйстве - 105,7%. Прирост объемов розничных продаж составил 1,7%. Замедлились темпы падения строительных работ - до 19,1% (против 29,3% год назад). Но при этом индекс промышленного производства ушел в область отрицательных значений, составив 98,5%.
Заработная плата выросла до 26 тыс. рублей в месяц, что выше аналогичного периода предыдущего года в номинальном выражении на 2,8%. Остался низким уровень регистрируемой безработицы, он составил 0,7% от численности экономически активного населения Краснодарского края.

2. Оценка достигнутого уровня и определение вариантов
внутренних условий и характеристик социально-экономического
развития Краснодарского края. Оценка факторов
и ограничений экономического роста на долгосрочный период

Прогноз основных макроэкономических параметров до 2027 года разработан в составе двух основных вариантов - базового сценария (вариант 1) и оптимистичного сценария (вариант 2).
Для минимизации рисков, связанных с формированием доходной части бюджета, в качестве утверждаемого выбран базовый сценарий (1 вариант).
Базовый сценарий (вариант 1) предполагает продолжение действия санкций со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. Это означает сохранение ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и, как следствие, ограничение кредитных ресурсов, достаточно высокий уровень инфляции и умеренный рост краевой экономики на фоне существенного падения инвестиций в 2015 году.
В этой связи ожидаемый уровень инфляции в Краснодарском крае в 2015 году предположительно составит 116,7%. В период после 2015 года ее уровень будет ежегодно снижаться, но рост цен на энергоносители, сохраняющаяся убыточность, износ коммуникаций и необходимость покрытия инвестиционных затрат повлекут рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В 2027 году индекс потребительских цен (среднегодовой) предположительно составит 103% и за двенадцатилетний период возрастет в 2,2 раза.
К 2027 году рост экономики Краснодарского края по базовому сценарию будет постепенно восстанавливаться до 3% в среднегодовом исчислении, прежде всего за счет инвестиционного развития. К 2027 году объем валового регионального продукта достигнет почти 5 трлн. рублей и увеличится по сравнению с 2014 годом в 1,4 раза в сопоставимых ценах.
До конца 2015 года планируется реализовать 46 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 55,2 млрд. рублей. В первую очередь, это проекты в сфере агропромышленного комплекса. В ближайшие время будут созданы крупные тепличные хозяйства в Белореченском и Динском районах. Мясомолочная промышленность пополнится новыми мощностями в Павловском и Калининском районах. Будет продолжено создание свиноводческих комплексов в Усть-Лабинском, Гулькевичском, Динском, Каневском, Выселковском районах. Завершается реконструкция и модернизация молокозавода в Выселковском районе, строительство мясоперерабатывающего предприятия в Усть-Лабинском районе, строительство завода по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Белореченском районе. Запланирована закладка новых виноградников в Темрюкском, Крымском, Крыловском, Ейском районах, городе Новороссийске.
Стратегическими проектами для Краснодарского края станут туристско-рекреационный кластер "Абрау-Утриш" на территории Новороссийска и Анапы, а также горноклиматический курорт Лаго-Наки на территории Апшеронского района.
Кроме того, регион в ближайшее время станет площадкой для реализации таких федеральных мегапроектов, как строительство транспортного перехода через Керченский пролив с железнодорожными и автомобильными подходами и создание на территории края электросетевых объектов и газопроводов для обеспечения Крыма в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года". В результате предполагается, что в 2027 году объем инвестиций превысит 1,3 трлн. рублей.
В 2014 году фонд оплаты труда в Краснодарском крае превысил 418 млрд. рублей и возрос относительно 2013 года на 6%. Предполагается, что в 2015 году он составит более 450 млрд. рублей с приростом относительно 2014 года на 1,6%, а в 2027 году - более 1,3 трлн. рублей, что в 2,9 раза превысит значение 2015 года.
Динамика фонда оплаты труда отразится на формировании среднемесячной заработной платы. По итогам 2015 года она оценивается на уровне 26,5 тыс. рублей с приростом к 2014 году на 2,8% в номинальном выражении, а по прогнозным расчетам в 2027 году возрастет почти до 78 тыс. рублей с приростом к 2015 году почти в 3 раза.
Определенное давление в сторону повышения заработной платы будет оказывать рост заработной платы в бюджетном секторе, доведение к 2018 году заработной платы до эффективного уровня (в соответствии с указами Президента Российской Федерации) и сохранение достигнутого паритета до 2027 года. Сохранение конкурентоспособности заработной платы государственных служащих и прочих категорий работников бюджетной сферы за счет ее повышения будет пропорционально темпам роста заработной платы в целом по экономике.
В Краснодарском крае начиная с 2013 года отмечается естественный прирост населения (превышение численности родившихся над умершими).
В 2015 году тенденция увеличения населения Краснодарского края сохраняется, прирост численности обеспечивается положительным сальдо миграции. По итогам 2015 года среднегодовая численность постоянного населения оценивается в 5474,2 тыс. человек с приростом на 0,8% к уровню 2014 года.
В прогнозном периоде изменение численности населения по отдельным возрастным группам будет находиться под влиянием прошлых и будущих тенденций рождаемости и смертности. Предполагается систематическое сокращение численности лиц в трудоспособном возрасте (за счет превышения числа выбывающих за пределы трудоспособного возраста над числом вступающих в трудоспособный возраст) и возрастание группы населения в возрасте старше трудоспособного. Неблагоприятная динамика численности женского контингента активного репродуктивного возраста может обусловить сокращение рождаемости.
Для преодоления возможного влияния негативных тенденций, закрепления достигнутых положительных результатов демографического развития в Краснодарском крае продолжится реализация мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения", плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Краснодарском крае".
Масштабы миграции будут снижаться, но останутся на довольно высоком уровне. В результате среднегодовая численность постоянного населения края за 12 лет предположительно увеличится на 369,5 тыс. человек, или на 6,8% и составит в 2027 году 5843,7 тыс. человек.
В 2015 году численность занятых в экономике оценивается в 2308 тыс. человек (со снижением на 0,6% к уровню 2014 года), среднегодовой уровень регистрируемой безработицы составит 0,8% от численности экономически активного населения.
В прогнозном периоде в результате реализации Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае в 2015 году и на период 2016 и 2017 годов, утвержденного главой администрации (губернатором) Краснодарского края 23 марта 2015 года, а именно роста инвестиционной привлекательности региона; создания новых мощностей по производству импортозамещающих товаров, необходимых для обеспечения населения и бесперебойной работы предприятий; создания новых и поддержки существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты; обеспечения оперативного контроля ситуации на рынке труда, численность занятых в экономике в 2016 году сохранится на уровне 2015 года (2308 тыс. человек). Начиная с 2017 года ежегодный прирост занятости возобновится, и к концу прогнозного периода численность занятых достигнет 2319,2 тыс. человек.
Сохранению стабильности на регистрируемом рынке труда будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения", предполагающей решение таких основных задач, как содействие трудоустройству граждан и обеспечению работодателей рабочей силой; содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан; обеспечение реализации мероприятий в области трудовых отношений, социальных гарантий, охраны, труда и аттестации рабочих мест; стимулирование работодателей путем содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места.
В результате закрепления позитивных тенденций, увеличения спроса на рабочую силу уровень регистрируемой безработицы не превысит 0,8% от численности экономически активного населения на протяжении всего прогнозного периода.

3. Направления социально-экономического развития
Краснодарского края и основные показатели развития
по отдельным видам экономической деятельности

3.1. Промышленное производство

В 2015 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 100,2% с доведением объема отгрузки продукции до 868,8 млрд. рублей.
В долгосрочной перспективе ожидается устойчивая среднегодовая динамика прироста в пределах 3,5% с сохранением тенденции опережающего роста обрабатывающих производств (среднегодовой темп 104,0% к 2015 году).
В добывающем секторе с 2019 года ожидается положительный темп роста за счет введения в разработку Песчаного нефтегазоконденсатного месторождения и газовой залежи Анатастасиевско-Троицкого месторождения, а также двух скважин Западно-Казачьего газового месторождения.
Ожидаемое сокращение темпов добычи прочих полезных ископаемых (нерудных строительных материалов) в 2015 году вызвано постепенным сокращением потребности в нерудных стройматериалах ввиду завершения строительства олимпийских объектов, включая дорожное строительство. В дальнейшем ситуация стабилизируется и при увеличении объемов строительства предполагается, что динамика будет положительной.
Устойчивый рост намечен в производстве пищевых продуктов, где сосредоточен наибольший потенциал импортозамещения.
Стабильная динамика развития прогнозируется в производстве нефтепродуктов; металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; обработке древесины и производстве изделий из дерева.
Важнейшим проектом в нефтеперерабатывающем секторе является реконструкция нефтеперерабатывающего завода в Туапсинском районе, обеспечивающая увеличение мощностей по переработке нефти до 12 млн. тонн в год.
С 2018 года (после завершения второй очереди реконструкции завода) начнется производство автомобильного бензина, который будет соответствовать классам Евро-4 и Евро-5.
В рамках развития металлургического комплекса предполагаются значительные вложения в дальнейшее развитие существующих мощностей. В 2017 году ожидается ввод третьей очереди ООО "Абинский электрометаллургический завод", включающего сталепрокатное производство. И в перспективе к 2020 году состоится ввод четвертой очереди производства, включающего метизное производство.
В производстве прочих неметаллических минеральных продуктов ожидается ввод новых мощностей по производству цемента. В 2018 году ввод двух новых технологических линий по производству цемента "сухим" способом - завод "Первомайский" (мощность 0,6 млн. тонн в год) и завод "Пролетарий" (мощность 2,2 млн. тонн в год).
Осуществляется строительство 3 цементных заводов общей мощностью 7,6 млн. тонн цемента в год, срок ввода которых предположительно состоится после 2020 года.
В обработке древесины и производстве изделий из дерева рост объемов производства на долгосрочную перспективу предполагается за счет развития производства плит МДФ на базе действующего предприятия в Апшеронском районе, где планируется рост выпуска плит МДФ (шлифованные и ламинированные) и ламинированного напольного покрытия. С выходом на проектную мощность 300 тыс. кубометров плит МДФ в год предприятие планирует занять более 10% российского рынка в данном производстве.

3.2. Сельское хозяйство

В 2015 году стоимость валовой продукции сельского хозяйства по оценке превысит 308 млрд. рублей (101% в сопоставимых ценах к 2014 году).
Главными приоритетами развития на прогнозируемый период определены следующие направления: в животноводстве - наращивание поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направлений; широкое внедрение прогрессивных отечественных и мировых технологий промышленного производства свиней мясных пород, которое приведет к увеличению поголовья животных; рост объемов производства в мясном и яичном птицеводстве; в растениеводстве - развитие овощеводства и плодоводства с целью импортозамещения и максимального обеспечения населения отечественной продукцией. Особое внимание по-прежнему планируется уделять развитию малых форм хозяйствования.
Развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса Краснодарского края, увеличению производства основных видов сельскохозяйственной продукции будет способствовать реализация государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Важным инструментом развития аграрного комплекса Краснодарского края является реализация инвестиционных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата. Продолжится работа по оказанию государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности на территории края путем субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов обеспечит поступательное развитие сельского хозяйства с доведением объемов валовой продукции в 2027 году до 543,4 млрд. рублей с темпом роста 120,4% в сопоставимых ценах к 2014 году.

3.3. Розничная торговля

Ожидаемый итог 2015 года по обороту розничной торговли составляет 1242,2 млрд. рублей с приростом к 2014 году на 0,1% ввиду заметного снижения покупательского спроса на товары и услуги, связанного со стагнацией доходов населения и сокращением объемов потребительского кредитования, а также высокой базы "олимпийского" 2014 года. Начиная с 2016 года скорость прироста розничных продаж разгонится до 4,7% в среднегодовом исчислении. В результате в 2027 году оборот розничной торговли предположительно может превысить 4 трлн. рублей, что в 1,8 раза превысит уровень 2014 года.
Для эффективного развития торговой деятельности в долгосрочной перспективе будут решаться следующие задачи: развитие инфраструктуры торговли; стимулирование развития торговли и услуг в малых и отдаленных населенных пунктах; обеспечение необходимого уровня конкуренции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; снижение кадрового дефицита в отрасли; стимулирование потребительского спроса; участие в краевых, российских и международных мероприятиях, направленных на развитие и совершенствование торговой деятельности на территории Краснодарского края.

3.4. Строительство

В 2015 году объем работ по виду деятельности "строительство" оценивается в 291 млрд. рублей, или 90,3% к 2014 году в сопоставимой оценке в связи с высокой олимпийской составляющей в прошлом году.
Объем строительных работ на протяжении планового периода будет корреспондироваться с предполагаемым ростом инвестиционной активности в Краснодарском крае и в 2027 году возрастет относительно 2014 года в 1,9 раза со среднегодовым темпом роста 1,5%.
Значительное влияние на прогнозируемый рост объема строительных работ будет оказывать формирование рынка доступного жилья - одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Краснодарского края. Основной задачей этого направления является повышение доступности жилья для населения путем строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.
В 2015 году, несмотря на снижение платежеспособности населения, ожидается ввод жилья на уровне 2014 года. Всего в долгосрочной перспективе с 2016 по 2027 годы предполагается построить 60 млн. кв. метров жилых домов.
В целях увеличения темпов жилищного строительства, достижения прогнозных показателей по вводу жилья в эксплуатацию, а также в целях повышения доступности жилья для населения региона и повышения обеспеченности граждан благоустроенным жильем на территории Краснодарского края действует подпрограмма "Жилище" государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства", в рамках которой планируются к реализации и уже реализуются мероприятия, способствующие развитию жилищного строительства.

4. Транспортная и энергетическая инфраструктура

По протяженности железных дорог (2135 км), плотности железнодорожных путей (282,9 км путей/1000 кв.км, а также объемам перевозочной деятельности и экономическим показателям Краснодарский край занимает лидирующее положение среди субъектов Южного федерального округа.
Дальнейшее развитие современной и эффективной железнодорожной инфраструктуры в Краснодарском крае направлено на увеличение перевозок грузов и пассажиров.
Наиболее значимыми крупномасштабными проектами развития и модернизации железных дорог в Краснодарском крае являются реконструкция железнодорожного участка Котельниково - Тихорецкая - Крымская и создание сухогрузного района морского порта Тамань, реализация которых позволит увеличить к 2027 году плотность железнодорожных путей в крае до 298 км/1000 кв.км. Это в свою очередь будет способствовать росту объемов перевозимых грузов и пассажиров, а также беспрепятственному пропуску экспортных грузов в морские порты и Республику Крым.
Система автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием представлена двумя автодорогами федерального значения общей протяженностью 1,35 тыс. км, а также дорогами регионального, межмуниципального и местного значения общей протяженностью 31,68 тыс. км.
Увеличение протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием к 2027 по отношению к 2014 составит 4,6%. Основные изменения произойдут за счет развития дорог местного назначения, а также перевода дорог "необщего пользования" в категорию "общего пользования".
Электроснабжение потребителей Краснодарского края только на 34% обеспечивается собственными источниками. Около 66% электроэнергии поступает из соседних регионов: энергосистема региона является одной из самых дефицитных по электрической энергии среди энергосистем Южного федерального округа Российской Федерации.
В долгосрочной перспективе ожидается увеличение выработки электроэнергии в Краснодарском крае на 10%, к 2027 году этот показатель достигнет 12,1 млрд. кВт.ч.
К 2027 году потребление электроэнергии прогнозируется на уровне 26,8 млрд. кВт.ч со среднегодовыми темпами роста потребления электроэнергии в 2015 - 2027 годах в пределах 1 - 2%.
В структуре потребления ресурсов наибольшую долю занимают: прочие потребители - около 75% и население - чуть более 25%.
В целях эффективного использования энергетических ресурсов Краснодарского края и предоставления населению Краснодарского края высококачественных энергетических услуг по доступным ценам в Краснодарском крае реализуется долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2011 - 2020 годов".
Особое внимание уделяется вопросу развития в энергетике современных, экологически безопасных установок. В долгосрочной перспективе в Краснодарском крае предусматривается реализация мер по широкомасштабному вовлечению возобновляемых источников энергии в энергосистему региона. Использование всего потенциала возобновляемых источников энергии позволит получать в Краснодарском крае до 2200 МВт тепловой энергии и 1300 МВт электрической энергии взамен получаемой из традиционных углеводородов, повысить энергообеспеченность жилищного фонда, бюджетной сферы, объектов туризма и отдыха за счет современных, экологически безопасных установок.

5. Научно-техническое развитие

Для достижения прогнозных показателей и стимулирования инновационного развития Краснодарского края на период до 2027 года планируется реализация следующих мероприятий по популяризации инноваций, проведению обучения субъектов инновационной деятельности и развитию инновационной инфраструктуры:
формирование и развитие современной инновационной инфраструктуры как единого комплекса элементов поддержки инновационно-технологических компаний на протяжении всего жизненного цикла инновационных проектов;
создание и развитие отраслевой научно-производственной базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство;
повышение спроса на инновации и привлечение частных инвесторов к финансированию высокотехнологичных проектов Краснодарского края;
формирование научно-производственных кластеров (объединений) на основе инновационно-инвестиционных проектов и программ;
создание механизмов стимулирования вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и услуг;
популяризация инновационно-технологического бизнеса;
поддержка института частного посевного инвестирования и стимулирование поддержки инновационных бизнесов со стороны опытных предпринимателей на начальной стадии бизнеса;
содействие максимально быстрому выходу создаваемых при государственной поддержке хозяйствующих субъектов на режим экономической самостоятельности и устойчивого развития бизнеса.
Реализация данных мер позволит обеспечить развитие и эффективное использование инновационного потенциала в экономике Краснодарского края, содействие развитию рынка технологий, внедрению результатов научно-технической деятельности, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции (работ, услуг, технологии) и импортозамещению важнейших товаров, обеспечению опережающего развития экономики Краснодарского края, повышению уровня и качества жизни населения.

6. Окружающая среда и природные ресурсы

Реализация на долгосрочную перспективу мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, позволит сократить сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Краснодарского края с 691,5 млн. куб. метров в 2014 году до 657 млн. куб. метров в 2027 году.
На эти цели прогнозом предполагается нарастить объем инвестиций в 2027 году до 2854,4 млн. рублей, или в 1,6 раза относительно 2014 года.
Прогнозом также предусматривается к 2027 году снизить на 19,5% по сравнению с 2014 годом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников. Это предполагается осуществить в основном за счет сокращения выбросов на предприятиях перерабатывающей промышленности, а также на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

7. Основные параметры государственных программ
Краснодарского края

При разработке показателей прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года учитывались основные параметры государственных программ, содержащихся в проектах государственных программ Краснодарского края, планируемых к реализации с 2016 года.
В целом начиная с 2016 года планируется к реализации 30 государственных программ Краснодарского края.
Свыше семидесяти пяти процентов в общем объеме финансирования планируются на реализацию таких государственных программ, как "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края", "Социальная поддержка граждан", главными целями и задачами которых являются обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, увеличение продолжительности активной жизни населения, улучшение состояния здоровья детей; обеспечение условий для эффективного развития образования, развитие сети и инфраструктуры образовательных организаций; создание условий для роста благосостояния отдельных категорий граждан и повышение доступности социального обслуживания населения; повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог Краснодарского края, развитие сети автомобильных дорог местного значения.
Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года приведены в приложении к настоящему Прогнозу.

Первый заместитель министра
экономики Краснодарского края
А.В.ПАЛИЙ





Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Краснодарского края
на долгосрочный период до 2027 года

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

Показатель
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
отчет
оценка
прогноз

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
12
14
15
16
17
Основные макроэкономические показатели
















Индекс потребительских цен в среднем за год
%
107,0
109,1
116,7
108,7
107,5
106,0
105,8
105,6
105,2
104,9
104,6
104,2
104,0
103,5
103,0
Валовой региональный продукт
млн. руб.
1617876,0
1748099,1
1922512,5
2091473,1
2279334,2
2480078,9
2698325,8
2924985,2
3170684,0
3440192,1
3718847,7
4008917,8
4293551,0
4598393,1
4915682,2
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
103,9
101,0
100,0
101,2
102,9
103,1
102,5
103,3
102,8
103,3
103,0
102,7
102,7
102,9
102,8
Инвестиции в основной капитал
млн. руб.
955208,1
693208,1
552620,3
607090,3
655315,0
715847,2
766345,0
822283,0
883348,0
955489,0
1020342,0
1086342,0
1151342,0
1221342,0
1308342,0
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
113,6
72,8
72,7
102,4
101,4
102,9
101,5
102,1
102,5
102,8
101,8
102,1
102,3
102,7
103,2
Прибыль прибыльных предприятий
млн. руб.
230584,6
195740,0
248029,0
259456,0
281136,0
296521,0
322220,0
347700,0
366020,0
395050,0
410030,0
443250,0
478980,0
500600,0
521990,0
Фонд начисленной заработной платы
млн. руб.
418136,2
443332,8
450493,6
485181,6
536125,6
595099,4
656394,6
722690,5
794959,5
874455,5
953156,5
1033221,6
1115879,4
1210729,1
1319694,7
Среднемесячная заработная плата
руб.
24062,6
25776,6
26500,0
28600,0
31600,0
35100,0
38715,3
42625,5
46888,1
51576,9
56218,8
60941,2
65816,5
71410,9
77837,9
Численность населения (среднегодовая)
тыс. чел.
5367,2
5428,8
5474,2
5516,5
5558,5
5599,4
5634,9
5665,3
5694,6
5722,8
5749,7
5775,3
5799,5
5822,3
5843,7
Среднегодовая численность занятых в экономике
тыс. чел.
2330,8
2322,4
2308,0
2308,0
2308,4
2311,1
2312,0
2312,9
2313,8
2314,7
2315,6
2316,5
2317,4
2318,3
2319,2
Уровень зарегистрированной безработицы
%
0,7
0,7
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,7
0,7
Показатели по видам экономической деятельности
















Объем отгрузки промышленной продукции
млн. руб.
670444,6
774685,2
868761,5
948260,2
1050518,2
1160721,3
1285469,6
1388912,1
1509584,1
1624587,1
1740613,6
1857301,6
1976095,9
2090060,0
2205910,0
Индекс промышленного производства
%
102,5
102,6
100,2
100,9
102,8
104,4
106,5
105,1
105,4
104,0
103,5
103,2
103,2
103,1
103,0
Объем продукции сельского хозяйства
млн. руб.
254709,7
278114,8
308055,6
329438,0
354179,8
375570,1
394934,5
408046,3
425751,5
446830,4
470331,5
489240,7
507456,1
525870,7
543351,6
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
107,6
102,7
101,0
102,8
102,8
101,5
101,6
100,8
101,3
101,5
101,7
100,6
100,8
101,2
101,1
Оборот розничной торговли
млн. руб.
916570,0
1068889,0
1242221,1
1403174,5
1563147,6
1738141,9
1921745,3
2108635,0
2318127,9
2541143,4
2796236,1
3073930,3
3382307,0
3693347,3
4032858,3
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
105,7
107,1
100,1
104,3
104,7
105,0
104,7
104,5
105,0
104,9
105,3
105,5
105,8
105,3
105,5
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"
млн. руб.
473599,2
301288,4
290940,0
310525,0
338975,0
368575,0
390835,0
410185,0
430513,0
452300,0
473334,0
495836,0
515866,0
536180,0
560031,0
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах
%
103,3
67,3
90,3
100,5
102,5
102,0
101,9
101,5
101,9
102,0
101,8
102,0
101,8
101,8
102,3
Ввод в действие жилых домов
тыс. кв.м
3948,7
4759,0
4759,0
4300,0
4400,0
4500,0
4514,0
4532,0
4554,0
4623,0
4650,0
4734,0
4762,0
4796,0
4829,0
Транспортная и энергетическая инфраструктура
















Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (федерального, регионального и межмуниципального, местного значения)
км
32290,8
33034,8
33383,3
33607,0
33775,0
33846,0
33910,0
33980,0
34056,0
34170,0
34250,0
34325,0
34400,0
34465,0
34540,0
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на 10000 кв.км территории)
км путей
4277,5
4376,1
4422,3
4451,9
4474,1
4483,5
4492,0
4501,3
4511,4
4526,5
4537,1
4547,0
4556,9
4565,5
4575,5
Плотность железнодорожных путей общего пользования (на 10000 кв.км территории)
км путей
283,0
283,0
283,0
283,0
283,0
292,4
298,0
298,0
298,0
298,0
298,0
298,0
298,0
298,0
298,0
Выработка электроэнергии
млн. кВт.ч
9943,5
11992,9
11000,0
11003,0
11050,0
11120,0
11180,0
11248,0
11327,0
11418,0
11521,0
11637,0
11765,0
11907,0
12061,9
Потребление электроэнергии
млн. кВт.ч
21762,6
21613,4
21614,0
21618,0
21700,0
22100,0
22400,0
22758,4
23122,5
23515,6
23962,4
24465,6
25503,8
26141,4
26847,2
Научно-техническое развитие
















Использование передовых производственных технологий
единиц
2575,0
3436,0
3573,0
3680,0
3791,0
3904,0
4021,0
4142,0
4266,0
4394,0
4526,0
4662,0
4802,0
4946,0
5094,0
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации
млн. руб.
16584,5
17129,7
17643,6
18172,9
18718,1
19279,7
19858,1
20453,8
21067,4
21699,4
22350,4
23020,9
23711,5
24422,9
26780,1
Окружающая среда и природные ресурсы
















Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
млн. руб.
500,4
2854,4
3128,4
3170,0
3440,0
3620,0
3750,3
3870,3
3978,7
4086,1
4196,4
4301,4
4400,3
4497,1
4587,0
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
млн. куб.м
839,3
691,5
685,0
684,0
675,0
665,0
665,0
664,0
663,0
662,0
661,0
660,0
659,0
658,0
657,0
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников
тыс. тонн
205,2
188,9
185,0
180,0
170,0
160,0
160,0
159,0
158,0
157,0
156,0
155,0
154,0
153,0
152,0

Первый заместитель министра
экономики Краснодарского края
А.В.ПАЛИЙ


------------------------------------------------------------------