Постановление ЗС Краснодарского края от 15.07.2015 N 1837-П "Об Обращении депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости определения на федеральном уровне перечня линейных объектов, строительство которых не допускается без получения разрешения на строительство"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. № 1837-П

ОБ ОБРАЩЕНИИ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А. МЕДВЕДЕВУ О НЕОБХОДИМОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ПЕРЕЧНЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ,
СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ
РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять Обращение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости определения на федеральном уровне перечня линейных объектов, строительство которых не допускается без получения разрешения на строительство (прилагается).
2. Направить настоящее Постановление Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
15 июля 2015 года
№ 1837-П





Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Краснодарского края
от 15 июля 2015 г. № 1837-П

ОБРАЩЕНИЕ
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.А. МЕДВЕДЕВУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
УРОВНЕ ПЕРЕЧНЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 (далее также - Постановление) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К числу таких объектов относятся, например, линии и сети инженерной (коммунальной) инфраструктуры (газо-, водо-, электро-, теплоснабжения, связи). Исходя из положений, установленных Постановлением, следует, что на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размещение перечисленных в данном Постановлении видов объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов в случаях, если для размещения данных объектов не требуется получения разрешения на строительство. При этом Постановлением не установлены случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство указанных объектов. Такие случаи не установлены и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления в законодательстве субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Но Постановление не содержит императивных правовых норм, устанавливающих, что при размещении указанных в Постановлении объектов не требуется получение разрешения на строительство, как не содержит и норм, обязывающих субъекты Российской Федерации установить такие случаи в соответствующем нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. Таких норм не содержит и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
После принятия Постановления увеличилось количество обращений в Законодательное Собрание Краснодарского края от ресурсоснабжающих организаций с просьбой внести все объекты, указанные в Постановлении, в перечень объектов, при возведении которых разрешение на строительство не требуется.
Вместе с тем проведенный анализ федерального законодательства показал, что Постановление не согласуется с рядом других нормативных правовых актов.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" газопроводы в зависимости от давления относятся к объектам II и III класса опасности, то есть к опасным производственным объектам, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Для защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (далее также - Технический регламент).
Согласно подпункту "в" пункта 9 Технического регламента он применяется к сетям газораспределения и газопотребления: низкого давления (до 0,005 МПа включительно), среднего давления (свыше 0,005 до 0,3 МПа включительно), высокого давления (свыше 0,3 МПа).
Пунктом 12 Технического регламента установлен перечень материалов идентификации объектов технического регулирования, в который входит разрешение на строительство (подпункт "г").
Пунктами 88, 91, 95 Технического регламента предусмотрено, что оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям Технического регламента при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления осуществляется в виде государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включается в состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления; при приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию.
При этом необходимо отметить, что частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится, среди которых газопроводы отсутствуют. Субъекты Российской Федерации не наделены Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительного перечня объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится.
Также обращаем внимание на то, что отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в случае если не требуется разрешение на строительство) сделает невозможной регистрацию построенных объектов в государственном кадастре недвижимости в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что, в свою очередь, приведет к снижению налогооблагаемой базы региональных и местных налогов.
Отмена процедур экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и государственного строительного надзора в отношении рассматриваемых объектов капитального строительства, финансируемых в том числе с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, приведет к нарушению положений:
частей 2, 3, 3.1, 4 статьи 49 и статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
пунктов 9, 12, 88, 91, 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870.
Следует также отметить, что согласно части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации в дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства копии документов, в числе которых копия разрешения на строительство.
Полученные сведения о построенных объектах размещаются в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Отсутствие сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности может создать ситуацию, когда при выдаче разрешений на строительство новых объектов капитального строительства не будут отображаться на топографических съемках уже построенные без разрешения на строительство газораспределительные сети, что повлечет за собой риск их разрушения при новом строительстве.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 204 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 502 "Об утверждении требований к программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" органы местного самоуправления разрабатывают программы по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, размещение указанных линейных объектов, в том числе систем газораспределения, без получения разрешения на строительство, следовательно, без учета схем газоснабжения муниципальных образований, а, соответственно, без получения прав на земельный участок, прохождения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий может повлечь неконтролируемое строительство систем газораспределения, а также нарушение прав физических и юридических лиц и создаст угрозу жизни населения, экологической безопасности.
В связи с вышеизложенным и во избежание возможных негативных последствий, связанных со строительством объектов повышенной опасности (особенно на территориях населенных пунктов) без получения разрешения на строительство, просим законодательно определить случаи, при которых размещение линейных объектов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1300, не допускается без разрешения на строительство.


------------------------------------------------------------------