Постановление ЗС Краснодарского края от 10.06.2015 N 1699-П "О состоянии здоровья населения и об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом структурных преобразований в отрасли здравоохранения Краснодарского края в 2014 году"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. № 1699-П
О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБ ИТОГАХ ВЫПОЛНЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С УЧЕТОМ
СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2014 ГОДУ
Заслушав и обсудив информацию министра здравоохранения Краснодарского края Е.Ф. Филиппова о состоянии здоровья населения Краснодарского края и об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2014 году (далее также - Территориальная программа) с учетом структурных преобразований в отрасли здравоохранения Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органы государственной власти края, органы местного самоуправления в крае проводят целенаправленную работу по проведению структурных преобразований в отрасли здравоохранения, повышению эффективности работы медицинских организаций, ежегодному увеличению объемов финансирования на оказание бесплатной медицинской помощи, организацию профилактики здорового образа жизни и улучшение состояния здоровья населения края.
Рабочей комиссией Законодательного Собрания Краснодарского края с участием специалистов министерства здравоохранения Краснодарского края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее также - ТФОМС КК) проанализирована информация о выполнении Территориальной программы, проведении структурных преобразований в государственных и муниципальных медицинских организациях края и их влиянии на повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению. В рамках изучения данного вопроса проведены выездные мероприятия в 7 муниципальных образованиях края.
В ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время для оказания медицинской помощи населению края функционируют 329 медицинских организаций, из них участвуют в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования 247 медицинских организаций с общим коечным фондом 51258 мест. В этих организациях работают более 18 тысяч врачей и 40 тысяч средних медицинских работников.
В целях доступности получения жителями края медицинской помощи ежегодно увеличиваются гарантированные объемы и виды оказания им бесплатных лечебно-диагностических услуг. В 2014 году на мероприятия Территориальной программы из всех источников профинансировано 54531,5 миллиона рублей (99,4 процента от запланированного показателя), в том числе из средств краевого бюджета - 15441,8 миллиона рублей (98,2 процента), из средств ТФОМС КК с учетом межбюджетных трансфертов краевого бюджета - 39089,7 миллиона рублей (99,9 процента).
Фактически медицинскими организациями края освоено 54118,7 миллиона рублей (98,6 процента от общего объема утвержденных средств), относительно 2013 года рост составил 3348,9 миллиона рублей (6,6 процента). В среднем подушевой норматив финансового обеспечения в расчете на одного жителя края составил 10502,17 рубля (102 процента от федерального норматива (10294,40 рубля) с ростом относительно норматива 2013 года почти на 510,00 рубля, в том числе за счет средств краевого бюджета - 2878,48 рубля (86,4 процента от федерального норматива (3331,90 рубля), за счет средств ТФОМС КК - 7623,69 рубля (109,5 процента от федерального норматива (6962,50 рубля).
В течение 2014 года за счет всех финансовых источников населению бесплатно оказано различных видов медицинской помощи в 16 миллионах случаев обращений на общую сумму 49931,1 миллиона рублей, что на 3491,6 миллиона рублей (7,5 процента) больше, чем в 2013 году. В амбулаторно-поликлинических учреждениях края зарегистрировано около 40 миллионов посещений при оказании первичной медико-санитарной помощи, в больницах прошли стационарное лечение более 1 миллиона жителей, проведено более 400 тысяч операций. При этом применение эффективных форм и методов лечения позволило сохранить среднюю длительность пребывания больного на койке круглосуточного стационара на уровне 10,6 дня и увеличить оборот койки с 29 дней до 29,9 дня.
Подразделениями службы скорой медицинской помощи Краснодарского края в 2014 году выполнено более 1,6 миллиона выездов, что на 4,4 процента больше показателя 2013 года, отделениями экстренной и планово-консультативной помощи (санавиации) осуществлена транспортировка более 13 тысяч тяжелобольных пациентов, им оказана экстренная консультационная помощь, в том числе видеоконсультации.
В целях повышения качества лечения больных с каждым годом увеличивается объем бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи населению края, на оказание которой в 2014 году израсходовано свыше 2 миллиардов рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 1,2 миллиарда рублей, что на 4,1 процента больше показателя 2013 года. В 2014 году за счет средств краевого бюджета высокотехнологичную медицинскую помощь получили 21346 жителей края (в том числе 1024 ребенка), что на 5261 человека больше, чем в 2013 году. Было выполнено 38 операций по трансплантации почки, 19 трансплантаций печени, 15 трансплантаций сердца, 10 операций кохлеарной имплантации детям, 1 операция по пересадке комплекса почка - поджелудочная железа. Проведено более 70 тысяч рентгенхирургических вмешательств, из них 48,3 тысячи медицинских манипуляций на камерах сердца и сердечно-сосудистой системе. Кроме того, за прошлый год с использованием технологий ядерной медицины пролечены 5512 человек, что в 4,4 раза больше, чем в 2013 году.
Также применяются инновационные методы диагностики и лечения бесплодия у супружеских пар. В 2014 году методом экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО) были пролечены 932 супружеские пары, в том числе 740 - за счет средств обязательного медицинского страхования. После лечения методом ЭКО в 2014 году родились 300 детей, в 2013 году - 240 детей.
Продолжается оптимизация системы первичной медико-санитарной помощи в офисах врачей общей практики (далее также - ВОП), что позволило повысить качество и доступность медицинской помощи населению. В крае функционируют 179 офисов ВОП, из них 159 - в сельских поселениях. Рост числа посещений врачей общей практики в сравнении с 2013 годом составил 13 процентов, что позволило сократить объем оказываемой населению экстренной медицинской помощи.
Наряду со специализированной медицинской помощью важная роль в поддержании здоровья граждан отводится лекарственному обеспечению. В соответствии с Территориальной программой муниципальным образованиям края на бесплатное лекарственное обеспечение около 919 тысяч льготных категорий граждан в 2014 году было направлено из средств краевого бюджета субвенций в сумме 1005,8 миллиона рублей, что на 49,3 процента больше, чем в 2013 году. При этом средняя стоимость рецепта возросла с 1275 рублей до 1387,1 рубля (на 8,8 процента).
Во исполнение программных мероприятий министерство здравоохранения Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления и медицинскими организациями проводило мероприятия по профилактике заболеваемости и привитию населению навыков здорового образа жизни. В этой работе в 2014 году активное участие принимали краевой и 4 муниципальных центра медицинской профилактики, амбулаторно-поликлинические учреждения, 18 центров здоровья для взрослого населения и детей, автофургон "Мобильный центр здоровья". В рамках губернаторской стратегии "Будьте здоровы!" в крае проводятся 5 крупных профилактических проектов ("Дни здоровья на Кубани", "Кардиодесант. Пять миллионов здоровых сердец", "Онкопатруль", "Здоровая Кубань: медицинские учреждения, свободные от табачного дыма", "Кубань вне зависимости").
Всего в 2014 году профилактическими осмотрами было охвачено более 700 тысяч человек взрослого населения и 900 тысяч детей. При проведении в прошлом году 12 выездных акций проекта "Онкопатруль" в муниципальных образованиях края осмотрены 38745 человек, у 1000 пациентов выявлены подозрения на различные злокачественные новообразования. В рамках проекта "Кардиодесант. Пять миллионов здоровых сердец" выездами врачебными бригадами был осмотрен 57601 человек, в том числе 39656 человек (68,9 процента), достигших трудоспособного возраста.
В рамках национального календаря профилактических прививок проведена иммунизация более 3 миллионов человек, что составляет 103,9 процента от планового значения.
Особое внимание министерством здравоохранения края было уделено проведению диспансеризации отдельных групп населения, которой было охвачено 909,9 тысячи человек взрослого населения, а также 7 тысяч детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 12,2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все обследованные получили рекомендации по организации лечения выявленных заболеваний. По результатам осмотров лечение было назначено 275,4 тысячи человек.
Совершенствуется система медицинской реабилитации. Всего в 2014 году прошли реабилитационное и санаторно-курортное лечение около 20 тысяч жителей края. Паллиативную медицинскую помощь получили в 2014 году 2223 человека, в том числе 214 детей. Стоимость оказанных медицинских услуг за счет средств краевого бюджета составила 87,8 миллиона рублей.
В 2014 году в сравнении с 2013 годом показатель первичной заболеваемости алкоголизмом снизился на 12,3 процента, первичной заболеваемости наркоманией - на 25,6 процента. Кроме того, 3348 человек полностью отказались от курения, 12800 пациентов находятся в стадии отказа от курения, более 9 тысяч человек значительно сократили количество выкуриваемых сигарет.
Эффективная реализация Территориальной программы, проведение медицинскими организациями комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий позволили улучшить состояние здоровья населения Краснодарского края. В целом уровень заболеваемости жителей края остается ниже, чем в среднем по Российской Федерации (в 2014 году в крае - 1318,4 на 1000 населения, Южном федеральном округе - 1426,2, в 2013 году в Российской Федерации - 1612,4).
В сравнении с плановыми значениями, утвержденными Территориальной программой, улучшены целевые индикаторы состояния здоровья населения края. Так, показатель смертности от болезней системы кровообращения улучшен на 14,5 процента, смертности в трудоспособном возрасте - на 14,5 процента, младенческой смертности - на 5 процентов, смертности от новообразований - на 3 процента.
Улучшается медико-демографическая ситуация. На территории края в 2014 году родились 73347 детей, что на 3049 детей (4,3 процента) больше, чем в 2013 году В крае в 2013 - 2014 годах отмечается естественный прирост населения, который достиг 3256 человек. Показатель естественного прироста населения составил плюс 0,6 на 1000 человек. Средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 72,3 года в 2013 году до 72,6 года в 2014 году.
В Краснодарском крае министерством здравоохранения края проводились структурные преобразования в отрасли здравоохранения, направленные на оптимизацию сети медицинских организаций края, повышение эффективности здравоохранения.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Краснодарском крае", утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 августа 2014 года № 885, оптимизация предусматривает в период до 2018 года сокращение путем слияния маломощных неэффективно функционирующих учреждений с учреждениями с развитой материально-технической базой (с преимущественным открытием на их базе филиалов), что позволит повысить качество и доступность оказания медицинской помощи жителям края.
Особое внимание в период структурных преобразований в отрасли здравоохранения будет уделено развитию дневных стационаров всех типов как наиболее приближенного к населению вида организации оказания медицинской помощи с сохранением коечного фонда в количестве 51258 коек. Данные мероприятия позволят оптимизировать расходы на стационарную медицинскую помощь в размере от 190 до 210 миллионов рублей в год.
В целях обеспечения большей доступности получения населением амбулаторно-поликлинической помощи планируется разукрупнение терапевтических участков, в которых превышен норматив прикрепленного населения, и формирование к 2018 году до 500 офисов врачей общей практики. Ряд участковых больниц края планируется реорганизовать во врачебные амбулатории с развитием коек дневных стационаров, а также реабилитации и паллиативной медицинской помощи.
Кроме того, к 2018 году на базе функционирующих медицинских организаций Краснодарского края планируется создание не менее 44 стационаров одного дня ("хирургия одного дня"), дальнейшее развитие стационаров на дому.
Проведенный анализ показал, что в 2014 году в ходе реорганизации 21 медицинской организации, в том числе 4 государственных и 17 муниципальных, оптимизации штатной численности административно-управленческого персонала, сокращения расходов на энергоресурсы, транспортные издержки, коммунальные платежи экономия средств в целом по краю составила 298,1 миллиона рублей.
При этом общий коечный фонд в муниципальных медицинских организациях края по сравнению с показателем 2013 года (32605 коек) незначительно изменился в 2014 году (32613 коек), из них 22392 круглосуточные койки (в 2013 году - 24887). Фонд круглосуточных коек уменьшился на 2495 коек, из них сокращено всего 8 круглосуточных коек и перепрофилировано в койки дневных стационаров 2487 коек. По итогам 2014 года в муниципальных медицинских организациях количество коек дневных стационаров увеличилось до 10213 коек (в 2013 году - 7726 коек).
Высвободившиеся в результате мероприятий по оптимизации средства направлены на оплату труда работников отрасли здравоохранения. Средняя заработная плата медицинских работников в крае в 2014 году у врачей составила 35,3 тысячи рублей, у среднего медицинского персонала - 21,5 тысячи рублей, у младшего медицинского персонала - около 15 тысяч рублей. Увеличение заработной платы медицинских работников произошло в проверенных лечебных учреждениях Усть-Лабинского района, города Армавира, города Новороссийска.
В целях повышения эффективности деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников министерством здравоохранения края разработаны и утверждены показатели и критерии оценки, позволяющие установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг в рамках перевода работников на "эффективный контракт", в 2014 году на данную систему были переведены 87,9 процента работников.
Приоритетами структурных преобразований в отрасли здравоохранения являются сохранение и улучшение кадрового потенциала, внедрение современных медицинских технологий, новых механизмов хозяйствования.
Вместе с тем показателем эффективности структурных преобразований в отрасли здравоохранения является в том числе удовлетворенность граждан качеством и доступностью оказания медицинской помощи.
В то же время анализ обращений граждан свидетельствует об их обеспокоенности проводимой оптимизацией в отрасли здравоохранения края. В 2014 году поступили 240 обращений по этому вопросу (3,6 процента от общего количества поступивших в министерство здравоохранения края обращений).
Наибольшую обеспокоенность процессом структурных преобразований сети медицинских организаций в 2014 - 2015 годах проявили граждане из сельских районов края, в которых произошло реальное сокращение общего коечного фонда. Так, по 18 обращений поступило из Динского и Новопокровского районов (сокращение общего коечного фонда на 45 и 51 койку соответственно), 17 обращений - из Гулькевичского района (общий коечный фонд сократился на 15 коек), 16 обращений - из Северского района (общий коечный фонд сократился на 3 койки). Также за 2014 - 2015 годы по данному вопросу в Законодательное Собрание Краснодарского края поступило 19 обращений граждан, из них 14 коллективных.
Не способствует эффективности проведения структурных преобразований в отрасли здравоохранения края и частая смена главных врачей муниципальных медицинских организаций. Так, с 2013 года по май 2015 года сменилось 26 руководителей, а в Усть-Лабинском районе за последние 12 лет сменилось 10 главных врачей.
По-прежнему серьезной проблемой, требующей незамедлительного решения, является увеличение объемов кредиторской задолженности медицинских организаций края. За 2014 год она возросла с 1277,4 миллиона рублей до 2224,0 миллиона рублей (более чем в 1,7 раза). Наибольший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности в целом по краю приходится на статью расходов медицинских организаций "Лекарственные средства, расходные материалы, прочие лечебные расходы" (65 процентов или 1356,6 миллиона рублей).
На качество и доступность медицинской помощи влияет сохраняющийся дефицит медицинских работников. По состоянию на 1 января 2015 года в крае не хватает более 7 тысяч врачей, более 9 тысяч средних медицинских работников. При этом укомплектованность медицинских организаций врачами составляет 61,3 процента, средним медицинским персоналом - 67 процентов.
В целях подготовки кадров с начала реализации программы "Врачебные кадры для сельского здравоохранения" прошли обучение на лечебном и педиатрическом факультетах Кубанского государственного медицинского университета 416 врачей. В настоящее время обучаются 362 будущих специалиста. За время действия проекта "Земский доктор", с 2012 по 2014 год, на работу в сельскую местность края прибыли 1228 врачей, которым произведены компенсационные выплаты по 1 миллиону рублей.
В целях закрепляемости медицинских кадров в муниципальных образованиях края в 2014 году выделено жилье по договорам социального найма 13 медицинским работникам и предоставлено служебное жилье 180 медицинским работникам, произведены компенсационные выплаты за найм жилья более 250 врачам и свыше 70 средним медицинским работникам, компенсационные выплаты за оплату коммунальных услуг 1,5 тысячи врачей и около 9 тысячам средних медицинских работников, во внеочередном порядке предоставлены места в детских садах для детей 251 медицинского работника.
Вместе с тем в ряде муниципальных образований, где показатель укомплектованности врачами ниже среднего по муниципальным образованиям (61,8 процента), жилье не выделялось, в том числе в городе Горячий Ключ (53,5 процента), Новопокровском районе (53,1 процента), Гулькевичском районе (51,2 процента), Ейском районе (50,2 процента), Новокубанском районе (48,3 процента), Кореновском районе (44,5 процента).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра здравоохранения Краснодарского края Е.Ф. Филиппова о состоянии здоровья населения Краснодарского края и об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2014 году с учетом структурных преобразований в отрасли здравоохранения Краснодарского края принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края:
1) проанализировать необходимость и обоснованность проведения в системе здравоохранения края дальнейшей оптимизации коечного фонда с учетом его загруженности в разрезе профилей больничных коек;
2) при принятии решения о проведении оптимизации коечного фонда в разрезе профилей коек организовать опережающую профессиональную переподготовку работников государственных и муниципальных медицинских организаций в случае их вынужденного высвобождения до наступления сроков расторжения трудовых договоров;
3) продолжить организацию проведения профилактической работы с населением, в том числе различных форм и методов работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения во всех группах населения Краснодарского края, уделив особое внимание выступлениям специалистов в краевых и местных средствах массовой информации, выпуску тематических буклетов, санитарных бюллетеней;
4) усилить контроль за обеспечением лекарственными препаратами для льготных групп населения и качеством питания в государственных и муниципальных медицинских организациях;
5) улучшить работу по повышению качества подготовки управленческих кадров отрасли здравоохранения Краснодарского края и совместно с органами местного самоуправления в крае принять меры по формированию эффективного резерва руководящих кадров муниципальных медицинских организаций;
6) продолжить работу по переводу работников государственных и муниципальных медицинских организаций на "эффективный контракт";
7) усилить контроль за целевым использованием средств, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций, приобретение санитарного транспорта, необходимого для деятельности службы скорой медицинской помощи.
3. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Краснодарского края:
1) продолжить работу по повышению доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, уделив особое внимание ее доступности в сельских населенных пунктах, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем;
2) продолжить организацию выполнения мероприятий, направленных на снижение смертности от болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, дорожно-транспортных происшествий и младенческой смертности;
3) обеспечить совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края дальнейшее развитие и качество работы межмуниципальных центров, оказывающих специализированную медицинскую помощь населению, а также сети офисов врачей общей практики;
4) принять дальнейшие меры по снижению просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных медицинских организаций.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в крае:
1) при принятии решения об оптимизации коечного фонда в муниципальных медицинских организациях выполнять требования, предусмотренные статьей 5 Закона Краснодарского края от 30 июня 1997 года № 90-КЗ "Об охране здоровья населения Краснодарского края", в части недопущении его сокращения без учета мнения представительного органа муниципального образования;
2) рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальным медицинским организациям льготы по уплате земельного налога и иных обязательных платежей в местные бюджеты, снижении тарифов на коммунальные услуги для указанных организаций;
3) ежегодно предусматривать в местных бюджетах финансовые средства для проведения капитального ремонта занимаемых муниципальными медицинскими организациями помещений, используемых в процессе оказания медицинской помощи населению;
4) продолжить совместно с министерством здравоохранения Краснодарского края развитие системы общей врачебной практики, а также реализацию при необходимости мероприятий по оптимизации и повышению эффективности функционирования отрасли здравоохранения с привлечением к указанной работе представителей общественных объединений, в том числе профессионального медицинского сообщества и общественных объединений в сфере защиты прав пациентов;
5) продолжить с учетом потребности в медицинских кадрах и возможности их закрепления по месту будущего трудоустройства работу по подбору, профессиональной ориентации и целевому направлению молодежи в образовательные организации с обязательным заключением договоров, предусматривающих последующее осуществление выпускником трудовой деятельности в направившей его медицинской организации;
6) в целях закрепления в муниципальных медицинских организациях врачебных кадров принять дальнейшие меры, направленные на обеспечение медицинских специалистов, прибывших в указанные организации для осуществления трудовой деятельности, жилыми помещениями, на компенсацию платы за наем жилого помещения, на организацию выделения земельных участков под строительство жилья, на предоставление во внеочередном порядке в детских дошкольных учреждениях мест детям медицинских работников, на содействие в трудоустройстве членов их семей.
5. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения совместно с Краснодарской краевой организацией профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации изучить возможность обеспечения санаторно-курортным лечением работников государственных и муниципальных медицинских организаций.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
10 июня 2015 года
№ 1699-П
------------------------------------------------------------------
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. № 1699-П
О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБ ИТОГАХ ВЫПОЛНЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С УЧЕТОМ
СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2014 ГОДУ
Заслушав и обсудив информацию министра здравоохранения Краснодарского края Е.Ф. Филиппова о состоянии здоровья населения Краснодарского края и об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2014 году (далее также - Территориальная программа) с учетом структурных преобразований в отрасли здравоохранения Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органы государственной власти края, органы местного самоуправления в крае проводят целенаправленную работу по проведению структурных преобразований в отрасли здравоохранения, повышению эффективности работы медицинских организаций, ежегодному увеличению объемов финансирования на оказание бесплатной медицинской помощи, организацию профилактики здорового образа жизни и улучшение состояния здоровья населения края.
Рабочей комиссией Законодательного Собрания Краснодарского края с участием специалистов министерства здравоохранения Краснодарского края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее также - ТФОМС КК) проанализирована информация о выполнении Территориальной программы, проведении структурных преобразований в государственных и муниципальных медицинских организациях края и их влиянии на повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению. В рамках изучения данного вопроса проведены выездные мероприятия в 7 муниципальных образованиях края.
В ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время для оказания медицинской помощи населению края функционируют 329 медицинских организаций, из них участвуют в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования 247 медицинских организаций с общим коечным фондом 51258 мест. В этих организациях работают более 18 тысяч врачей и 40 тысяч средних медицинских работников.
В целях доступности получения жителями края медицинской помощи ежегодно увеличиваются гарантированные объемы и виды оказания им бесплатных лечебно-диагностических услуг. В 2014 году на мероприятия Территориальной программы из всех источников профинансировано 54531,5 миллиона рублей (99,4 процента от запланированного показателя), в том числе из средств краевого бюджета - 15441,8 миллиона рублей (98,2 процента), из средств ТФОМС КК с учетом межбюджетных трансфертов краевого бюджета - 39089,7 миллиона рублей (99,9 процента).
Фактически медицинскими организациями края освоено 54118,7 миллиона рублей (98,6 процента от общего объема утвержденных средств), относительно 2013 года рост составил 3348,9 миллиона рублей (6,6 процента). В среднем подушевой норматив финансового обеспечения в расчете на одного жителя края составил 10502,17 рубля (102 процента от федерального норматива (10294,40 рубля) с ростом относительно норматива 2013 года почти на 510,00 рубля, в том числе за счет средств краевого бюджета - 2878,48 рубля (86,4 процента от федерального норматива (3331,90 рубля), за счет средств ТФОМС КК - 7623,69 рубля (109,5 процента от федерального норматива (6962,50 рубля).
В течение 2014 года за счет всех финансовых источников населению бесплатно оказано различных видов медицинской помощи в 16 миллионах случаев обращений на общую сумму 49931,1 миллиона рублей, что на 3491,6 миллиона рублей (7,5 процента) больше, чем в 2013 году. В амбулаторно-поликлинических учреждениях края зарегистрировано около 40 миллионов посещений при оказании первичной медико-санитарной помощи, в больницах прошли стационарное лечение более 1 миллиона жителей, проведено более 400 тысяч операций. При этом применение эффективных форм и методов лечения позволило сохранить среднюю длительность пребывания больного на койке круглосуточного стационара на уровне 10,6 дня и увеличить оборот койки с 29 дней до 29,9 дня.
Подразделениями службы скорой медицинской помощи Краснодарского края в 2014 году выполнено более 1,6 миллиона выездов, что на 4,4 процента больше показателя 2013 года, отделениями экстренной и планово-консультативной помощи (санавиации) осуществлена транспортировка более 13 тысяч тяжелобольных пациентов, им оказана экстренная консультационная помощь, в том числе видеоконсультации.
В целях повышения качества лечения больных с каждым годом увеличивается объем бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи населению края, на оказание которой в 2014 году израсходовано свыше 2 миллиардов рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 1,2 миллиарда рублей, что на 4,1 процента больше показателя 2013 года. В 2014 году за счет средств краевого бюджета высокотехнологичную медицинскую помощь получили 21346 жителей края (в том числе 1024 ребенка), что на 5261 человека больше, чем в 2013 году. Было выполнено 38 операций по трансплантации почки, 19 трансплантаций печени, 15 трансплантаций сердца, 10 операций кохлеарной имплантации детям, 1 операция по пересадке комплекса почка - поджелудочная железа. Проведено более 70 тысяч рентгенхирургических вмешательств, из них 48,3 тысячи медицинских манипуляций на камерах сердца и сердечно-сосудистой системе. Кроме того, за прошлый год с использованием технологий ядерной медицины пролечены 5512 человек, что в 4,4 раза больше, чем в 2013 году.
Также применяются инновационные методы диагностики и лечения бесплодия у супружеских пар. В 2014 году методом экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО) были пролечены 932 супружеские пары, в том числе 740 - за счет средств обязательного медицинского страхования. После лечения методом ЭКО в 2014 году родились 300 детей, в 2013 году - 240 детей.
Продолжается оптимизация системы первичной медико-санитарной помощи в офисах врачей общей практики (далее также - ВОП), что позволило повысить качество и доступность медицинской помощи населению. В крае функционируют 179 офисов ВОП, из них 159 - в сельских поселениях. Рост числа посещений врачей общей практики в сравнении с 2013 годом составил 13 процентов, что позволило сократить объем оказываемой населению экстренной медицинской помощи.
Наряду со специализированной медицинской помощью важная роль в поддержании здоровья граждан отводится лекарственному обеспечению. В соответствии с Территориальной программой муниципальным образованиям края на бесплатное лекарственное обеспечение около 919 тысяч льготных категорий граждан в 2014 году было направлено из средств краевого бюджета субвенций в сумме 1005,8 миллиона рублей, что на 49,3 процента больше, чем в 2013 году. При этом средняя стоимость рецепта возросла с 1275 рублей до 1387,1 рубля (на 8,8 процента).
Во исполнение программных мероприятий министерство здравоохранения Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления и медицинскими организациями проводило мероприятия по профилактике заболеваемости и привитию населению навыков здорового образа жизни. В этой работе в 2014 году активное участие принимали краевой и 4 муниципальных центра медицинской профилактики, амбулаторно-поликлинические учреждения, 18 центров здоровья для взрослого населения и детей, автофургон "Мобильный центр здоровья". В рамках губернаторской стратегии "Будьте здоровы!" в крае проводятся 5 крупных профилактических проектов ("Дни здоровья на Кубани", "Кардиодесант. Пять миллионов здоровых сердец", "Онкопатруль", "Здоровая Кубань: медицинские учреждения, свободные от табачного дыма", "Кубань вне зависимости").
Всего в 2014 году профилактическими осмотрами было охвачено более 700 тысяч человек взрослого населения и 900 тысяч детей. При проведении в прошлом году 12 выездных акций проекта "Онкопатруль" в муниципальных образованиях края осмотрены 38745 человек, у 1000 пациентов выявлены подозрения на различные злокачественные новообразования. В рамках проекта "Кардиодесант. Пять миллионов здоровых сердец" выездами врачебными бригадами был осмотрен 57601 человек, в том числе 39656 человек (68,9 процента), достигших трудоспособного возраста.
В рамках национального календаря профилактических прививок проведена иммунизация более 3 миллионов человек, что составляет 103,9 процента от планового значения.
Особое внимание министерством здравоохранения края было уделено проведению диспансеризации отдельных групп населения, которой было охвачено 909,9 тысячи человек взрослого населения, а также 7 тысяч детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 12,2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все обследованные получили рекомендации по организации лечения выявленных заболеваний. По результатам осмотров лечение было назначено 275,4 тысячи человек.
Совершенствуется система медицинской реабилитации. Всего в 2014 году прошли реабилитационное и санаторно-курортное лечение около 20 тысяч жителей края. Паллиативную медицинскую помощь получили в 2014 году 2223 человека, в том числе 214 детей. Стоимость оказанных медицинских услуг за счет средств краевого бюджета составила 87,8 миллиона рублей.
В 2014 году в сравнении с 2013 годом показатель первичной заболеваемости алкоголизмом снизился на 12,3 процента, первичной заболеваемости наркоманией - на 25,6 процента. Кроме того, 3348 человек полностью отказались от курения, 12800 пациентов находятся в стадии отказа от курения, более 9 тысяч человек значительно сократили количество выкуриваемых сигарет.
Эффективная реализация Территориальной программы, проведение медицинскими организациями комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий позволили улучшить состояние здоровья населения Краснодарского края. В целом уровень заболеваемости жителей края остается ниже, чем в среднем по Российской Федерации (в 2014 году в крае - 1318,4 на 1000 населения, Южном федеральном округе - 1426,2, в 2013 году в Российской Федерации - 1612,4).
В сравнении с плановыми значениями, утвержденными Территориальной программой, улучшены целевые индикаторы состояния здоровья населения края. Так, показатель смертности от болезней системы кровообращения улучшен на 14,5 процента, смертности в трудоспособном возрасте - на 14,5 процента, младенческой смертности - на 5 процентов, смертности от новообразований - на 3 процента.
Улучшается медико-демографическая ситуация. На территории края в 2014 году родились 73347 детей, что на 3049 детей (4,3 процента) больше, чем в 2013 году В крае в 2013 - 2014 годах отмечается естественный прирост населения, который достиг 3256 человек. Показатель естественного прироста населения составил плюс 0,6 на 1000 человек. Средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 72,3 года в 2013 году до 72,6 года в 2014 году.
В Краснодарском крае министерством здравоохранения края проводились структурные преобразования в отрасли здравоохранения, направленные на оптимизацию сети медицинских организаций края, повышение эффективности здравоохранения.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Краснодарском крае", утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 августа 2014 года № 885, оптимизация предусматривает в период до 2018 года сокращение путем слияния маломощных неэффективно функционирующих учреждений с учреждениями с развитой материально-технической базой (с преимущественным открытием на их базе филиалов), что позволит повысить качество и доступность оказания медицинской помощи жителям края.
Особое внимание в период структурных преобразований в отрасли здравоохранения будет уделено развитию дневных стационаров всех типов как наиболее приближенного к населению вида организации оказания медицинской помощи с сохранением коечного фонда в количестве 51258 коек. Данные мероприятия позволят оптимизировать расходы на стационарную медицинскую помощь в размере от 190 до 210 миллионов рублей в год.
В целях обеспечения большей доступности получения населением амбулаторно-поликлинической помощи планируется разукрупнение терапевтических участков, в которых превышен норматив прикрепленного населения, и формирование к 2018 году до 500 офисов врачей общей практики. Ряд участковых больниц края планируется реорганизовать во врачебные амбулатории с развитием коек дневных стационаров, а также реабилитации и паллиативной медицинской помощи.
Кроме того, к 2018 году на базе функционирующих медицинских организаций Краснодарского края планируется создание не менее 44 стационаров одного дня ("хирургия одного дня"), дальнейшее развитие стационаров на дому.
Проведенный анализ показал, что в 2014 году в ходе реорганизации 21 медицинской организации, в том числе 4 государственных и 17 муниципальных, оптимизации штатной численности административно-управленческого персонала, сокращения расходов на энергоресурсы, транспортные издержки, коммунальные платежи экономия средств в целом по краю составила 298,1 миллиона рублей.
При этом общий коечный фонд в муниципальных медицинских организациях края по сравнению с показателем 2013 года (32605 коек) незначительно изменился в 2014 году (32613 коек), из них 22392 круглосуточные койки (в 2013 году - 24887). Фонд круглосуточных коек уменьшился на 2495 коек, из них сокращено всего 8 круглосуточных коек и перепрофилировано в койки дневных стационаров 2487 коек. По итогам 2014 года в муниципальных медицинских организациях количество коек дневных стационаров увеличилось до 10213 коек (в 2013 году - 7726 коек).
Высвободившиеся в результате мероприятий по оптимизации средства направлены на оплату труда работников отрасли здравоохранения. Средняя заработная плата медицинских работников в крае в 2014 году у врачей составила 35,3 тысячи рублей, у среднего медицинского персонала - 21,5 тысячи рублей, у младшего медицинского персонала - около 15 тысяч рублей. Увеличение заработной платы медицинских работников произошло в проверенных лечебных учреждениях Усть-Лабинского района, города Армавира, города Новороссийска.
В целях повышения эффективности деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников министерством здравоохранения края разработаны и утверждены показатели и критерии оценки, позволяющие установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг в рамках перевода работников на "эффективный контракт", в 2014 году на данную систему были переведены 87,9 процента работников.
Приоритетами структурных преобразований в отрасли здравоохранения являются сохранение и улучшение кадрового потенциала, внедрение современных медицинских технологий, новых механизмов хозяйствования.
Вместе с тем показателем эффективности структурных преобразований в отрасли здравоохранения является в том числе удовлетворенность граждан качеством и доступностью оказания медицинской помощи.
В то же время анализ обращений граждан свидетельствует об их обеспокоенности проводимой оптимизацией в отрасли здравоохранения края. В 2014 году поступили 240 обращений по этому вопросу (3,6 процента от общего количества поступивших в министерство здравоохранения края обращений).
Наибольшую обеспокоенность процессом структурных преобразований сети медицинских организаций в 2014 - 2015 годах проявили граждане из сельских районов края, в которых произошло реальное сокращение общего коечного фонда. Так, по 18 обращений поступило из Динского и Новопокровского районов (сокращение общего коечного фонда на 45 и 51 койку соответственно), 17 обращений - из Гулькевичского района (общий коечный фонд сократился на 15 коек), 16 обращений - из Северского района (общий коечный фонд сократился на 3 койки). Также за 2014 - 2015 годы по данному вопросу в Законодательное Собрание Краснодарского края поступило 19 обращений граждан, из них 14 коллективных.
Не способствует эффективности проведения структурных преобразований в отрасли здравоохранения края и частая смена главных врачей муниципальных медицинских организаций. Так, с 2013 года по май 2015 года сменилось 26 руководителей, а в Усть-Лабинском районе за последние 12 лет сменилось 10 главных врачей.
По-прежнему серьезной проблемой, требующей незамедлительного решения, является увеличение объемов кредиторской задолженности медицинских организаций края. За 2014 год она возросла с 1277,4 миллиона рублей до 2224,0 миллиона рублей (более чем в 1,7 раза). Наибольший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности в целом по краю приходится на статью расходов медицинских организаций "Лекарственные средства, расходные материалы, прочие лечебные расходы" (65 процентов или 1356,6 миллиона рублей).
На качество и доступность медицинской помощи влияет сохраняющийся дефицит медицинских работников. По состоянию на 1 января 2015 года в крае не хватает более 7 тысяч врачей, более 9 тысяч средних медицинских работников. При этом укомплектованность медицинских организаций врачами составляет 61,3 процента, средним медицинским персоналом - 67 процентов.
В целях подготовки кадров с начала реализации программы "Врачебные кадры для сельского здравоохранения" прошли обучение на лечебном и педиатрическом факультетах Кубанского государственного медицинского университета 416 врачей. В настоящее время обучаются 362 будущих специалиста. За время действия проекта "Земский доктор", с 2012 по 2014 год, на работу в сельскую местность края прибыли 1228 врачей, которым произведены компенсационные выплаты по 1 миллиону рублей.
В целях закрепляемости медицинских кадров в муниципальных образованиях края в 2014 году выделено жилье по договорам социального найма 13 медицинским работникам и предоставлено служебное жилье 180 медицинским работникам, произведены компенсационные выплаты за найм жилья более 250 врачам и свыше 70 средним медицинским работникам, компенсационные выплаты за оплату коммунальных услуг 1,5 тысячи врачей и около 9 тысячам средних медицинских работников, во внеочередном порядке предоставлены места в детских садах для детей 251 медицинского работника.
Вместе с тем в ряде муниципальных образований, где показатель укомплектованности врачами ниже среднего по муниципальным образованиям (61,8 процента), жилье не выделялось, в том числе в городе Горячий Ключ (53,5 процента), Новопокровском районе (53,1 процента), Гулькевичском районе (51,2 процента), Ейском районе (50,2 процента), Новокубанском районе (48,3 процента), Кореновском районе (44,5 процента).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра здравоохранения Краснодарского края Е.Ф. Филиппова о состоянии здоровья населения Краснодарского края и об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2014 году с учетом структурных преобразований в отрасли здравоохранения Краснодарского края принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края:
1) проанализировать необходимость и обоснованность проведения в системе здравоохранения края дальнейшей оптимизации коечного фонда с учетом его загруженности в разрезе профилей больничных коек;
2) при принятии решения о проведении оптимизации коечного фонда в разрезе профилей коек организовать опережающую профессиональную переподготовку работников государственных и муниципальных медицинских организаций в случае их вынужденного высвобождения до наступления сроков расторжения трудовых договоров;
3) продолжить организацию проведения профилактической работы с населением, в том числе различных форм и методов работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения во всех группах населения Краснодарского края, уделив особое внимание выступлениям специалистов в краевых и местных средствах массовой информации, выпуску тематических буклетов, санитарных бюллетеней;
4) усилить контроль за обеспечением лекарственными препаратами для льготных групп населения и качеством питания в государственных и муниципальных медицинских организациях;
5) улучшить работу по повышению качества подготовки управленческих кадров отрасли здравоохранения Краснодарского края и совместно с органами местного самоуправления в крае принять меры по формированию эффективного резерва руководящих кадров муниципальных медицинских организаций;
6) продолжить работу по переводу работников государственных и муниципальных медицинских организаций на "эффективный контракт";
7) усилить контроль за целевым использованием средств, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций, приобретение санитарного транспорта, необходимого для деятельности службы скорой медицинской помощи.
3. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Краснодарского края:
1) продолжить работу по повышению доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, уделив особое внимание ее доступности в сельских населенных пунктах, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем;
2) продолжить организацию выполнения мероприятий, направленных на снижение смертности от болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, дорожно-транспортных происшествий и младенческой смертности;
3) обеспечить совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края дальнейшее развитие и качество работы межмуниципальных центров, оказывающих специализированную медицинскую помощь населению, а также сети офисов врачей общей практики;
4) принять дальнейшие меры по снижению просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных медицинских организаций.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в крае:
1) при принятии решения об оптимизации коечного фонда в муниципальных медицинских организациях выполнять требования, предусмотренные статьей 5 Закона Краснодарского края от 30 июня 1997 года № 90-КЗ "Об охране здоровья населения Краснодарского края", в части недопущении его сокращения без учета мнения представительного органа муниципального образования;
2) рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальным медицинским организациям льготы по уплате земельного налога и иных обязательных платежей в местные бюджеты, снижении тарифов на коммунальные услуги для указанных организаций;
3) ежегодно предусматривать в местных бюджетах финансовые средства для проведения капитального ремонта занимаемых муниципальными медицинскими организациями помещений, используемых в процессе оказания медицинской помощи населению;
4) продолжить совместно с министерством здравоохранения Краснодарского края развитие системы общей врачебной практики, а также реализацию при необходимости мероприятий по оптимизации и повышению эффективности функционирования отрасли здравоохранения с привлечением к указанной работе представителей общественных объединений, в том числе профессионального медицинского сообщества и общественных объединений в сфере защиты прав пациентов;
5) продолжить с учетом потребности в медицинских кадрах и возможности их закрепления по месту будущего трудоустройства работу по подбору, профессиональной ориентации и целевому направлению молодежи в образовательные организации с обязательным заключением договоров, предусматривающих последующее осуществление выпускником трудовой деятельности в направившей его медицинской организации;
6) в целях закрепления в муниципальных медицинских организациях врачебных кадров принять дальнейшие меры, направленные на обеспечение медицинских специалистов, прибывших в указанные организации для осуществления трудовой деятельности, жилыми помещениями, на компенсацию платы за наем жилого помещения, на организацию выделения земельных участков под строительство жилья, на предоставление во внеочередном порядке в детских дошкольных учреждениях мест детям медицинских работников, на содействие в трудоустройстве членов их семей.
5. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения совместно с Краснодарской краевой организацией профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации изучить возможность обеспечения санаторно-курортным лечением работников государственных и муниципальных медицинских организаций.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
10 июня 2015 года
№ 1699-П
------------------------------------------------------------------