Постановление ЗС Краснодарского края от 10.06.2015 N 1703-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" в 2014 году"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. № 1703-П
О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О КВОТИРОВАНИИ
РАБОЧИХ МЕСТ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ" В 2014 ГОДУ
Заслушав и обсудив информацию руководителя департамента труда и занятости населения Краснодарского края И.В. Мелких о ходе исполнения в 2014 году Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" (далее также - Закон края № 231-КЗ), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что Закон края № 231-КЗ установил квоту рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В частности, для устройства на работу инвалидов работодателям установлена квота в размере 2 процентов от 35 и более работающих человек на предприятии. Для устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и впервые ищущих работу, граждан, освободившихся из мест лишения свободы до погашения судимости, и граждан, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма, установлена квота в размере 2 процентов от 100 и более работников предприятия. При этом создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников финансирования.
Рабочей группой комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями проведены выездные мероприятия по проверке исполнения Закона края № 231-КЗ в восьми муниципальных образованиях края, а также проанализирована информация, поступившая из департамента труда и занятости населения Краснодарского края и остальных муниципальных образований края, в части создания квотируемых рабочих мест и трудоустройства инвалидов и граждан других категорий.
Результаты показали, что органами государственной власти края, органами местного самоуправления в крае совместно с объединениями профсоюзов и предпринимательским сообществом в целом создаются благоприятные условия для занятости населения, а также принимаются меры по оказанию безработным гражданам финансовой, информационной и консультационной поддержки в период поиска ими работы.
Для решения этих задач утверждена государственная программа Краснодарского края "Содействие занятости населения", на реализацию мероприятий которой ежегодно направляются средства краевого и федерального бюджетов в сумме около 700 млн. рублей. В развитие Закона края № 231-КЗ были приняты Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 марта 2004 года № 258 "Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы труда и занятости населения Краснодарского края" и от 24 сентября 2014 года № 1013 "Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест в органы труда и занятости населения Краснодарского края", которыми определен порядок предоставления работодателями в органы труда и занятости населения Краснодарского края сведений о создании (выделении) работодателями квотируемых рабочих мест и выполнении установленных квот по приему на работу инвалидов и граждан других категорий. Департаментом труда и занятости населения края разработаны методические рекомендации по созданию квотируемых рабочих мест и трудоустройству граждан, ищущих работу, а также по правам, обязанностям и административной ответственности работодателей при выполнении установленных рабочих квот и направлены органам местного самоуправления муниципальных образований края.
В целях создания квотируемых рабочих мест и трудоустройства инвалидов и граждан других категорий заключено трехстороннее соглашение на 2014 - 2016 годы между Краснодарским краевым объединением организаций профсоюзов, Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" и администрацией Краснодарского края, ход выполнения которого постоянно рассматривается на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Советом по делам инвалидов при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края.
В большинстве муниципальных образований края ежегодно на основании сведений о численности граждан, имеющих право на приоритетное трудоустройство, утверждается перечень предприятий, которым устанавливается количество квотируемых рабочих мест, о чем работодатели извещаются не менее чем за месяц до начала приема на работу инвалидов и граждан других категорий. Организация создания работодателями квотируемых рабочих мест и трудоустройства граждан регулярно контролируется трехсторонней межведомственной комиссией. По этим вопросам с гражданами и работодателями проводятся семинары-совещания, "круглые столы", организована работа "горячей телефонной линии", а также на официальном сайте департамента труда и занятости населения Краснодарского края и на стендах в городских и районных центрах занятости населения размещена информация об имеющихся вакансиях должностей по квотируемым рабочим местам.
Во исполнение Закона края № 231-КЗ в уполномоченных органах государственной власти края и органах местного самоуправления в крае ведется реестр категории граждан, подлежащих трудоустройству в соответствии с Законом края № 231-КЗ.
Так, по данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в 2014 году в крае учтено 423,6 тысячи инвалидов, из них 55 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, не занятых трудовой деятельностью. В органах медико-социальной экспертизы прошли освидетельствование 100,8 тысячи инвалидов, из них 37,9 тысячи инвалидов имеют показания к трудовой деятельности, в том числе 10 тысяч инвалидов - показания к профессиональному обучению. В органах внутренних дел края поставлены на учет 3296 граждан, освободившихся из мест лишения свободы, из них 2792 человека нуждались в трудоустройстве.
Для организации трудоустройства инвалидов органами местного самоуправления в муниципальных образованиях края в 2014 году был утвержден перечень из 4681 предприятия, которым установлено 14588 квот на создание рабочих мест (в 2013 году - 1896 предприятий, 12477 квот). В результате проводимой работы было трудоустроено 13669 инвалидов, что составляет 93,7 процента от установленной квоты (в 2013 году - 11142 инвалида - 89,3 процента). Аналогичный показатель по Российской Федерации составляет 75,6 процента.
Также для создания квотируемых рабочих мест по трудоустройству граждан других категорий было определено 1816 предприятий, которым установлено 11904 квоты (в 2013 году - 1896 предприятий, 12477 квот). На этих квотируемых рабочих местах было трудоустроено и работало 4859 человек (40,8 процента от квоты), что сравнимо с уровнем 2013 года (39,2 процента от квоты), из них: 1021 человек в возрасте от 14 до 18 лет; 2848 человек в возрасте от 18 до 20 лет имели среднее профессиональное образование и искали работу впервые; 519 освободились из мест лишения свободы до погашения судимости; 471 прошли курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма.
Наиболее активно эта работа проведена в 16 муниципальных образованиях, где была перевыполнена квота для устройства инвалидов. Это город Армавир, город Краснодар, Апшеронский район, Белоглинский район, Динской район, Ейский район, Каневской район, Кущевский район, Новокубанский район, Староминский район, Тбилисский район, Тихорецкий район, Туапсинский район, Успенский район и Щербиновский район.
Квотируемые рабочие места для граждан других категорий в Туапсинском районе замещены на 99 процентов, в Тихорецком районе - на 94 процента.
Вместе с тем низкий уровень заполнения квотируемых рабочих мест для инвалидов отмечен в муниципальных образованиях Северский район (60 процентов), город-курорт Геленджик (53 процента) и город-курорт Сочи (49 процентов).
Низкие показатели выполнения квот - в муниципальных образованиях Апшеронский район (19 процентов), Тимашевский район (17 процентов), Динской район (16 процентов), Кавказский район (16 процентов), Кущевский район (13 процентов), Отрадненский район (11 процентов), Староминский район (9 процентов), Кореновский район (8 процентов), Курганинский район (6 процентов), Темрюкский район (5 процентов) и Крыловский район (4 процента).
Общее количество граждан, испытывающих трудности в поиске работы и работавших в рамках установленной квоты за 2014 год, составило 18528 человек, что на 2488 человек, или 14,5 процента, больше, чем в 2013 году (2013 год - 16040 человек).
Для расширения возможности трудоустройства инвалидов и поддержки работодателей, создающих (оборудующих) рабочие места, в том числе в рамках квот, в 2014 году предоставлялась субсидия из краевого бюджета на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. Работодателями созданы (оборудованы) 497 рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды, в том числе создана инфраструктура для 12 инвалидов-колясочников. Работодателям выданы субсидии на возмещение затрат на сумму 48023,8 тысячи рублей.
Органами труда и занятости населения принимаются дополнительные меры и проводится целенаправленная работа с каждым инвалидом в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации, которая выдается органами медико-социальной экспертизы.
В 2014 году в государственные казенные учреждения Краснодарского края - центры занятости населения в муниципальных образованиях (далее также - центр занятости населения) обратились в поиске работы 5673 инвалида. В результате проведенной работы трудоустроено 2135 инвалидов, или 38 процентов от обратившихся (2013 год - 1593 человека), из них на временные работы - 580 безработных инвалидов, на общественные работы - 70 человек. Прошли профессиональное обучение 173 человека. Организовали собственное дело с финансовой поддержкой за счет средств краевого бюджета - 41 человек.
Наибольшая доля трудоустроенных инвалидов отмечается в центрах занятости населения Ейского, Крыловского, Щербиновского, Тбилисского районов, городов Горячий Ключ, Новороссийск, Анапа (51 - 60 процентов). При этом недостаточная работа в указанном направлении отмечена в центрах занятости населения города Сочи, а также Выселковского, Каневского, Кореновского, Тихорецкого, Красноармейского районов (21 - 30 процентов).
Из числа молодежи (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые) центрами занятости населения трудоустроен 1721 человек, или 55 процентов от состоящих на учете (в 2013 году - 1349 человек). Из них на временные работы - 494 человека, на общественные работы - 213 человек. Направлены на профессиональное обучение 253 человека.
Также центрами занятости населения из 1726 граждан, освободившихся из мест лишения свободы и ищущих работу, трудоустроено 750 человек, или 43 процента (в 2013 году - 718 человек). Из них на временные работы - 67 человек, на общественные работы - 18 человек. Направлены на профессиональное обучение 34 человека.
Для расширения возможности инвалидам и всем гражданам, ищущим работу, самостоятельно трудоустраиваться, не посещая центры занятости населения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан краевой банк вакансий "Работа на Кубани". Дополнительно вакансии работодателей края размещаются на федеральном портале "Работа в России".
Внедрено электронное предоставление всех услуг по содействию трудоустройству через портал государственных услуг и через все муниципальные многофункциональные центры.
В 2014 году на портале "Работа на Кубани" отмечается 2,8 млн. посещений, воспользовались электронными услугами 1602 человека, услугами через многофункциональные центры - 531 человек.
Департаментом труда и занятости населения Краснодарского края в рамках государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты проведены 64 проверки, возбуждено 8 дел об административных правонарушениях за неисполнение работодателем обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По итогам рассмотрения судом наложены штрафы на двух должностных лиц, одному должностному лицу объявлено замечание, 5 дел находится на рассмотрении. За воспрепятствование проверке возбуждено и направлено в суды 3 дела об административных правонарушениях.
За неисполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для граждан других категорий в счет установленной квоты и непредоставление сведений центрами занятости населения выявлено 95 административных правонарушений в соответствии с нормами Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Общая сумма административных штрафов, наложенных на должностных лиц, составила 82 тысячи рублей (в 2013 году - 72,3 тысячи рублей), на юридических лиц - 208 тысяч рублей (в 2013 году - 105 тысяч рублей).
Вместе с тем необходимо отметить, что при реализации Закона края № 231-КЗ имеются следующие недостатки. Так, в муниципальных образованиях Белоглинский район, Гулькевичский район, Динской район, Кореновский район, Новопокровский район, Отрадненский район, Славянский район, Щербиновский район, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ несвоевременно (позднее 1 декабря) приняты постановления об установлении квот работодателям. Во всех городских округах и муниципальных районах органы местного самоуправления в указанных постановлениях не учитывают всех работодателей, для которых согласно Закону края № 231-КЗ должна быть установлена квота. Кроме того, муниципальными образованиями не используется право введения налоговых льгот для работодателей, превышающих квоту. В городах Краснодаре, Новороссийске, Сочи и Северском, Туапсинском, Усть-Лабинском районах только 80 - 96 процентов работодателей своевременно направляют в центры занятости населения сведения о ходе выполнения квоты.
Также в ходе проверки реализации Закона края № 231-КЗ установлено, что в 2014 году в рамках квот работали 13669 инвалидов, 4859 граждан других категорий. Работодателями было не заполнено 900 (6,3 процента) квотируемых рабочих мест для инвалидов, для граждан других категорий - около 7 тысяч квот (59,2 процента). В то же время на 31 декабря 2014 года в центрах занятости населения на учете в качестве ищущих работу состояло 2425 инвалидов, 350 человек из числа молодежи, 268 граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
У работодателей были заявлены вакансии на квотируемые рабочие места для инвалидов по рабочим профессиям: уборщик производственных и служебных помещений - 140 вакансий, сторож (вахтер) - 70 вакансий, дворник - 67 вакансий, диспетчер - 39 вакансий; по специальностям: врач - 116 вакансий, архивариус - 31 вакансия, менеджер - 25 вакансий. При этом ищут работу через центр занятости населения инвалиды, имеющие показания к труду, согласно полученному образованию и опыту работы по профессиям: водитель автомобиля - 130 человек, слесарь различной квалификации - 109 человек, электрик (электромонтер) - 35 человек, тракторист, тракторист-машинист - 25 человек, инженер различных специализаций - 117 человек.
Наибольшее количество заявленных работодателями вакансий на квотируемые рабочие места для других граждан, испытывающих трудности в поиске работы, отмечено по профессиям: слесарь различной квалификации - 658 вакансий, медицинская сестра - 561 вакансия, подсобный рабочий - 419 вакансий, водитель автомобиля - 231 вакансия, санитарка (мойщица) - 108 вакансий, продавец продовольственных товаров - 102 вакансии. При этом на учете в центрах занятости населения из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, состоят 79 поваров, 20 бухгалтеров, 17 электрогазосварщиков, 15 слесарей по ремонту автомобилей, 14 штукатуров.
Кроме того, из всех вакансий в рамках квот 53 процента были заявлены в городах края. Наибольшее число вакансий в городе Краснодаре - 29 процентов, городе Сочи - 14,7 процента и городе Новороссийске - 4,4 процента. Вместе с тем, из 3033 граждан, ищущих работу и испытывающих трудности в поиске работы, 86,8 процента (2633 человека) - жители сельских территорий.
В муниципальных образованиях ситуация выглядит острей. Например, в муниципальном образовании Гулькевичский район 69 процентов вакансий в рамках квот заявлены работодателями в Гулькевичском городском поселении, в то же время 67,2 процента безработных инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, - жители сельских поселений района, которые не имеют транспортной доступности к рабочим местам районного центра и находятся на значительном расстоянии от города Гулькевичи.
Данная ситуация является результатом несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессионально квалификационному и территориальному признакам на рынке труда Краснодарского края.
Кроме того, низкая оплата труда (ниже 10 тысяч рублей) в заявленных работодателями вакансиях на квотируемые рабочие места (42,6 процента) является одной из причин отказов граждан трудоустраиваться в рамках квот.
Так, по 4451 направлению на работу отказались от трудоустройства из-за низкой заработной платы 346 человек, из-за характера и режима работы - 472 человека, по территориальным причинам - 605 человек.
Отсутствие специальной оценки условий труда на квотируемых рабочих местах у 80 процентов работодателей не способствует трудоустройству инвалидов в связи с ограничениями к трудовой деятельности, определенными индивидуальными программами реабилитации.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать работу департамента труда и занятости населения Краснодарского края по исполнению Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" в 2014 году удовлетворительной.
2. Отметить положительную работу по исполнению в 2014 году Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае":
1) по квотированию рабочих мест для всех категорий граждан - глав муниципальных образований Тихорецкий район (А.А. Перепелин), Туапсинский район (В.В. Лыбанев);
2) по квотированию рабочих мест для инвалидов - глав муниципальных образований город Армавир (А.Ю. Харченко), город Краснодар (В.Л. Евланов) Белоглинский район (А.Н. Коклин), Ейский район (М.Н. Тимофеев), Каневской район (А.В. Герасименко), Новокубанский район (А.Н. Сотников), Тбилисский район (В.Б. Красноруцкий), Успенский район (Г.К. Бахилин) и Щербиновский район (С.Ю. Цирульник).
3. Отметить недостаточную работу по исполнению в 2014 году Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" глав муниципальных образований город-курорт Геленджик, город-курорт Сочи, Кавказский район, Кореновский район, Курганинский район, Крыловский район, Отрадненский район, Северский район, Темрюкский район, Тимашевский район.
4. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями изучить возможность внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве в рамках квоты.
5. Рекомендовать департаменту труда и занятости населения Краснодарского края:
усилить государственный контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
принять меры по активизации работы центров занятости населения с работодателями по созданию (выделению), заполнению квотируемых рабочих мест и трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
совместно с министерством здравоохранения Краснодарского края подготовить методические рекомендации по реализации Закона края № 231-КЗ в части организации работы и учета граждан, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма, работающих в рамках установленной квоты;
совместно с Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю принять дополнительные меры по содействию трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы, до погашения судимости;
подготовить предложения по внесению изменений в Закон края № 231-КЗ в части расширения перечня категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для которых возможно введение квотированных рабочих мест (многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые) без увеличения размера квот для работодателей.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края, территориальным (региональным) федеральным органам исполнительной власти по Краснодарскому краю:
1) включить в отраслевое соглашение с работодателями пункты:
о создании (выделении) квотируемых рабочих мест и приеме на работу инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, других категорий, указанных в Законе края № 231-КЗ;
о проведении специальной оценки условий труда на квотируемых рабочих местах и соблюдении условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
2) обеспечить (по соответствующим сферам деятельности) взаимодействие с работодателями всех форм собственности с численностью работников от 35 человек и выше в целях принятия мер по выполнению квот для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
7. Рекомендовать департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края организовать ежегодное информирование населения через районные, краевые и федеральные средства массовой информации о реализации Закона края № 231-КЗ.
8. Рекомендовать Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю усилить контроль за организацией направления граждан, освободившихся из мест лишения свободы, до погашения судимости за содействием в трудоустройстве в центры занятости населения в муниципальных образованиях края.
9. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:
обеспечить утверждение перечня работодателей, которым вводятся квоты в порядке, установленном статьей 5 Закона края № 231-КЗ;
принять меры по исключению на подведомственных предприятиях нарушений норм трудового законодательства, в том числе устанавливающих обязанности работодателей по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах и соблюдению условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
рассмотреть вопрос об увеличении работодателями размера оплаты труда на квотируемых рабочих местах на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений муниципального образования;
проанализировать соотношение количества граждан, испытывающих трудности в поиске работы, состоящих на учете в центре занятости населения, и количества имеющихся вакансий, заявленных работодателями в счет квот в муниципальном образовании, причины незаполнения вакансий;
принять дополнительные меры межведомственного взаимодействия по реализации Закона края № 231-КЗ и заполнению квотируемых рабочих мест;
рассмотреть вопрос о возможности предоставления налоговых льгот работодателям, перевыполняющим установленную квоту;
применять меры поощрения к работодателям, создающим (выделяющим) рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
10. Рекомендовать Краснодарскому краевому (региональному) объединению работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" усилить взаимодействие с работодателями Краснодарского края по вопросам:
создания (выделения) квотируемых рабочих мест и их заполнения;
проведения специальной оценки условий труда на всех квотируемых рабочих местах и соблюдения условий труда по результатам проведенной специальной оценки.
11. Рекомендовать Краснодарскому краевому объединению организаций профсоюзов, краевым территориальным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов муниципальных образований края осуществлять контроль:
создания (выделения) работодателями квотируемых рабочих мест и их заполнения;
проведения работодателями специальной оценки условий труда на всех квотируемых рабочих местах и соблюдения условий труда по результатам проведенной специальной оценки.
12. Рекомендовать Краснодарской краевой организации Всероссийского общества слепых, Краснодарскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов":
информировать членов общественных организаций инвалидов Краснодарского края и обращающихся к ним инвалидов о возможности трудоустройства на квотируемые рабочие места;
оказывать содействие работодателям в подборе кандидатов на квотируемые рабочие места во взаимодействии с Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани";
содействовать государственным казенным учреждениям Краснодарского края - центрам занятости населения в муниципальных образованиях в проведении информационной работы среди инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве.
13. Рекомендовать работодателям со среднесписочной численностью работников от 35 человек и выше:
включить в коллективные договоры вопросы создания (выделения) квотируемых рабочих мест для инвалидов и для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, других категорий, проведения на них специальной оценки условий труда и соблюдения условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
принять меры по исключению нарушений норм трудового законодательства, в том числе устанавливающих обязанности работодателей по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах и соблюдению условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
обеспечить заполнение созданных (выделенных) квотируемых рабочих мест.
14. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
10 июня 2015 года
№ 1703-П
------------------------------------------------------------------
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. № 1703-П
О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О КВОТИРОВАНИИ
РАБОЧИХ МЕСТ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ" В 2014 ГОДУ
Заслушав и обсудив информацию руководителя департамента труда и занятости населения Краснодарского края И.В. Мелких о ходе исполнения в 2014 году Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" (далее также - Закон края № 231-КЗ), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что Закон края № 231-КЗ установил квоту рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В частности, для устройства на работу инвалидов работодателям установлена квота в размере 2 процентов от 35 и более работающих человек на предприятии. Для устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и впервые ищущих работу, граждан, освободившихся из мест лишения свободы до погашения судимости, и граждан, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма, установлена квота в размере 2 процентов от 100 и более работников предприятия. При этом создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников финансирования.
Рабочей группой комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями проведены выездные мероприятия по проверке исполнения Закона края № 231-КЗ в восьми муниципальных образованиях края, а также проанализирована информация, поступившая из департамента труда и занятости населения Краснодарского края и остальных муниципальных образований края, в части создания квотируемых рабочих мест и трудоустройства инвалидов и граждан других категорий.
Результаты показали, что органами государственной власти края, органами местного самоуправления в крае совместно с объединениями профсоюзов и предпринимательским сообществом в целом создаются благоприятные условия для занятости населения, а также принимаются меры по оказанию безработным гражданам финансовой, информационной и консультационной поддержки в период поиска ими работы.
Для решения этих задач утверждена государственная программа Краснодарского края "Содействие занятости населения", на реализацию мероприятий которой ежегодно направляются средства краевого и федерального бюджетов в сумме около 700 млн. рублей. В развитие Закона края № 231-КЗ были приняты Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 марта 2004 года № 258 "Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы труда и занятости населения Краснодарского края" и от 24 сентября 2014 года № 1013 "Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест в органы труда и занятости населения Краснодарского края", которыми определен порядок предоставления работодателями в органы труда и занятости населения Краснодарского края сведений о создании (выделении) работодателями квотируемых рабочих мест и выполнении установленных квот по приему на работу инвалидов и граждан других категорий. Департаментом труда и занятости населения края разработаны методические рекомендации по созданию квотируемых рабочих мест и трудоустройству граждан, ищущих работу, а также по правам, обязанностям и административной ответственности работодателей при выполнении установленных рабочих квот и направлены органам местного самоуправления муниципальных образований края.
В целях создания квотируемых рабочих мест и трудоустройства инвалидов и граждан других категорий заключено трехстороннее соглашение на 2014 - 2016 годы между Краснодарским краевым объединением организаций профсоюзов, Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" и администрацией Краснодарского края, ход выполнения которого постоянно рассматривается на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Советом по делам инвалидов при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края.
В большинстве муниципальных образований края ежегодно на основании сведений о численности граждан, имеющих право на приоритетное трудоустройство, утверждается перечень предприятий, которым устанавливается количество квотируемых рабочих мест, о чем работодатели извещаются не менее чем за месяц до начала приема на работу инвалидов и граждан других категорий. Организация создания работодателями квотируемых рабочих мест и трудоустройства граждан регулярно контролируется трехсторонней межведомственной комиссией. По этим вопросам с гражданами и работодателями проводятся семинары-совещания, "круглые столы", организована работа "горячей телефонной линии", а также на официальном сайте департамента труда и занятости населения Краснодарского края и на стендах в городских и районных центрах занятости населения размещена информация об имеющихся вакансиях должностей по квотируемым рабочим местам.
Во исполнение Закона края № 231-КЗ в уполномоченных органах государственной власти края и органах местного самоуправления в крае ведется реестр категории граждан, подлежащих трудоустройству в соответствии с Законом края № 231-КЗ.
Так, по данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в 2014 году в крае учтено 423,6 тысячи инвалидов, из них 55 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, не занятых трудовой деятельностью. В органах медико-социальной экспертизы прошли освидетельствование 100,8 тысячи инвалидов, из них 37,9 тысячи инвалидов имеют показания к трудовой деятельности, в том числе 10 тысяч инвалидов - показания к профессиональному обучению. В органах внутренних дел края поставлены на учет 3296 граждан, освободившихся из мест лишения свободы, из них 2792 человека нуждались в трудоустройстве.
Для организации трудоустройства инвалидов органами местного самоуправления в муниципальных образованиях края в 2014 году был утвержден перечень из 4681 предприятия, которым установлено 14588 квот на создание рабочих мест (в 2013 году - 1896 предприятий, 12477 квот). В результате проводимой работы было трудоустроено 13669 инвалидов, что составляет 93,7 процента от установленной квоты (в 2013 году - 11142 инвалида - 89,3 процента). Аналогичный показатель по Российской Федерации составляет 75,6 процента.
Также для создания квотируемых рабочих мест по трудоустройству граждан других категорий было определено 1816 предприятий, которым установлено 11904 квоты (в 2013 году - 1896 предприятий, 12477 квот). На этих квотируемых рабочих местах было трудоустроено и работало 4859 человек (40,8 процента от квоты), что сравнимо с уровнем 2013 года (39,2 процента от квоты), из них: 1021 человек в возрасте от 14 до 18 лет; 2848 человек в возрасте от 18 до 20 лет имели среднее профессиональное образование и искали работу впервые; 519 освободились из мест лишения свободы до погашения судимости; 471 прошли курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма.
Наиболее активно эта работа проведена в 16 муниципальных образованиях, где была перевыполнена квота для устройства инвалидов. Это город Армавир, город Краснодар, Апшеронский район, Белоглинский район, Динской район, Ейский район, Каневской район, Кущевский район, Новокубанский район, Староминский район, Тбилисский район, Тихорецкий район, Туапсинский район, Успенский район и Щербиновский район.
Квотируемые рабочие места для граждан других категорий в Туапсинском районе замещены на 99 процентов, в Тихорецком районе - на 94 процента.
Вместе с тем низкий уровень заполнения квотируемых рабочих мест для инвалидов отмечен в муниципальных образованиях Северский район (60 процентов), город-курорт Геленджик (53 процента) и город-курорт Сочи (49 процентов).
Низкие показатели выполнения квот - в муниципальных образованиях Апшеронский район (19 процентов), Тимашевский район (17 процентов), Динской район (16 процентов), Кавказский район (16 процентов), Кущевский район (13 процентов), Отрадненский район (11 процентов), Староминский район (9 процентов), Кореновский район (8 процентов), Курганинский район (6 процентов), Темрюкский район (5 процентов) и Крыловский район (4 процента).
Общее количество граждан, испытывающих трудности в поиске работы и работавших в рамках установленной квоты за 2014 год, составило 18528 человек, что на 2488 человек, или 14,5 процента, больше, чем в 2013 году (2013 год - 16040 человек).
Для расширения возможности трудоустройства инвалидов и поддержки работодателей, создающих (оборудующих) рабочие места, в том числе в рамках квот, в 2014 году предоставлялась субсидия из краевого бюджета на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. Работодателями созданы (оборудованы) 497 рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды, в том числе создана инфраструктура для 12 инвалидов-колясочников. Работодателям выданы субсидии на возмещение затрат на сумму 48023,8 тысячи рублей.
Органами труда и занятости населения принимаются дополнительные меры и проводится целенаправленная работа с каждым инвалидом в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации, которая выдается органами медико-социальной экспертизы.
В 2014 году в государственные казенные учреждения Краснодарского края - центры занятости населения в муниципальных образованиях (далее также - центр занятости населения) обратились в поиске работы 5673 инвалида. В результате проведенной работы трудоустроено 2135 инвалидов, или 38 процентов от обратившихся (2013 год - 1593 человека), из них на временные работы - 580 безработных инвалидов, на общественные работы - 70 человек. Прошли профессиональное обучение 173 человека. Организовали собственное дело с финансовой поддержкой за счет средств краевого бюджета - 41 человек.
Наибольшая доля трудоустроенных инвалидов отмечается в центрах занятости населения Ейского, Крыловского, Щербиновского, Тбилисского районов, городов Горячий Ключ, Новороссийск, Анапа (51 - 60 процентов). При этом недостаточная работа в указанном направлении отмечена в центрах занятости населения города Сочи, а также Выселковского, Каневского, Кореновского, Тихорецкого, Красноармейского районов (21 - 30 процентов).
Из числа молодежи (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые) центрами занятости населения трудоустроен 1721 человек, или 55 процентов от состоящих на учете (в 2013 году - 1349 человек). Из них на временные работы - 494 человека, на общественные работы - 213 человек. Направлены на профессиональное обучение 253 человека.
Также центрами занятости населения из 1726 граждан, освободившихся из мест лишения свободы и ищущих работу, трудоустроено 750 человек, или 43 процента (в 2013 году - 718 человек). Из них на временные работы - 67 человек, на общественные работы - 18 человек. Направлены на профессиональное обучение 34 человека.
Для расширения возможности инвалидам и всем гражданам, ищущим работу, самостоятельно трудоустраиваться, не посещая центры занятости населения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан краевой банк вакансий "Работа на Кубани". Дополнительно вакансии работодателей края размещаются на федеральном портале "Работа в России".
Внедрено электронное предоставление всех услуг по содействию трудоустройству через портал государственных услуг и через все муниципальные многофункциональные центры.
В 2014 году на портале "Работа на Кубани" отмечается 2,8 млн. посещений, воспользовались электронными услугами 1602 человека, услугами через многофункциональные центры - 531 человек.
Департаментом труда и занятости населения Краснодарского края в рамках государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты проведены 64 проверки, возбуждено 8 дел об административных правонарушениях за неисполнение работодателем обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По итогам рассмотрения судом наложены штрафы на двух должностных лиц, одному должностному лицу объявлено замечание, 5 дел находится на рассмотрении. За воспрепятствование проверке возбуждено и направлено в суды 3 дела об административных правонарушениях.
За неисполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для граждан других категорий в счет установленной квоты и непредоставление сведений центрами занятости населения выявлено 95 административных правонарушений в соответствии с нормами Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Общая сумма административных штрафов, наложенных на должностных лиц, составила 82 тысячи рублей (в 2013 году - 72,3 тысячи рублей), на юридических лиц - 208 тысяч рублей (в 2013 году - 105 тысяч рублей).
Вместе с тем необходимо отметить, что при реализации Закона края № 231-КЗ имеются следующие недостатки. Так, в муниципальных образованиях Белоглинский район, Гулькевичский район, Динской район, Кореновский район, Новопокровский район, Отрадненский район, Славянский район, Щербиновский район, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ несвоевременно (позднее 1 декабря) приняты постановления об установлении квот работодателям. Во всех городских округах и муниципальных районах органы местного самоуправления в указанных постановлениях не учитывают всех работодателей, для которых согласно Закону края № 231-КЗ должна быть установлена квота. Кроме того, муниципальными образованиями не используется право введения налоговых льгот для работодателей, превышающих квоту. В городах Краснодаре, Новороссийске, Сочи и Северском, Туапсинском, Усть-Лабинском районах только 80 - 96 процентов работодателей своевременно направляют в центры занятости населения сведения о ходе выполнения квоты.
Также в ходе проверки реализации Закона края № 231-КЗ установлено, что в 2014 году в рамках квот работали 13669 инвалидов, 4859 граждан других категорий. Работодателями было не заполнено 900 (6,3 процента) квотируемых рабочих мест для инвалидов, для граждан других категорий - около 7 тысяч квот (59,2 процента). В то же время на 31 декабря 2014 года в центрах занятости населения на учете в качестве ищущих работу состояло 2425 инвалидов, 350 человек из числа молодежи, 268 граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
У работодателей были заявлены вакансии на квотируемые рабочие места для инвалидов по рабочим профессиям: уборщик производственных и служебных помещений - 140 вакансий, сторож (вахтер) - 70 вакансий, дворник - 67 вакансий, диспетчер - 39 вакансий; по специальностям: врач - 116 вакансий, архивариус - 31 вакансия, менеджер - 25 вакансий. При этом ищут работу через центр занятости населения инвалиды, имеющие показания к труду, согласно полученному образованию и опыту работы по профессиям: водитель автомобиля - 130 человек, слесарь различной квалификации - 109 человек, электрик (электромонтер) - 35 человек, тракторист, тракторист-машинист - 25 человек, инженер различных специализаций - 117 человек.
Наибольшее количество заявленных работодателями вакансий на квотируемые рабочие места для других граждан, испытывающих трудности в поиске работы, отмечено по профессиям: слесарь различной квалификации - 658 вакансий, медицинская сестра - 561 вакансия, подсобный рабочий - 419 вакансий, водитель автомобиля - 231 вакансия, санитарка (мойщица) - 108 вакансий, продавец продовольственных товаров - 102 вакансии. При этом на учете в центрах занятости населения из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, состоят 79 поваров, 20 бухгалтеров, 17 электрогазосварщиков, 15 слесарей по ремонту автомобилей, 14 штукатуров.
Кроме того, из всех вакансий в рамках квот 53 процента были заявлены в городах края. Наибольшее число вакансий в городе Краснодаре - 29 процентов, городе Сочи - 14,7 процента и городе Новороссийске - 4,4 процента. Вместе с тем, из 3033 граждан, ищущих работу и испытывающих трудности в поиске работы, 86,8 процента (2633 человека) - жители сельских территорий.
В муниципальных образованиях ситуация выглядит острей. Например, в муниципальном образовании Гулькевичский район 69 процентов вакансий в рамках квот заявлены работодателями в Гулькевичском городском поселении, в то же время 67,2 процента безработных инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, - жители сельских поселений района, которые не имеют транспортной доступности к рабочим местам районного центра и находятся на значительном расстоянии от города Гулькевичи.
Данная ситуация является результатом несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессионально квалификационному и территориальному признакам на рынке труда Краснодарского края.
Кроме того, низкая оплата труда (ниже 10 тысяч рублей) в заявленных работодателями вакансиях на квотируемые рабочие места (42,6 процента) является одной из причин отказов граждан трудоустраиваться в рамках квот.
Так, по 4451 направлению на работу отказались от трудоустройства из-за низкой заработной платы 346 человек, из-за характера и режима работы - 472 человека, по территориальным причинам - 605 человек.
Отсутствие специальной оценки условий труда на квотируемых рабочих местах у 80 процентов работодателей не способствует трудоустройству инвалидов в связи с ограничениями к трудовой деятельности, определенными индивидуальными программами реабилитации.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать работу департамента труда и занятости населения Краснодарского края по исполнению Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" в 2014 году удовлетворительной.
2. Отметить положительную работу по исполнению в 2014 году Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае":
1) по квотированию рабочих мест для всех категорий граждан - глав муниципальных образований Тихорецкий район (А.А. Перепелин), Туапсинский район (В.В. Лыбанев);
2) по квотированию рабочих мест для инвалидов - глав муниципальных образований город Армавир (А.Ю. Харченко), город Краснодар (В.Л. Евланов) Белоглинский район (А.Н. Коклин), Ейский район (М.Н. Тимофеев), Каневской район (А.В. Герасименко), Новокубанский район (А.Н. Сотников), Тбилисский район (В.Б. Красноруцкий), Успенский район (Г.К. Бахилин) и Щербиновский район (С.Ю. Цирульник).
3. Отметить недостаточную работу по исполнению в 2014 году Закона Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" глав муниципальных образований город-курорт Геленджик, город-курорт Сочи, Кавказский район, Кореновский район, Курганинский район, Крыловский район, Отрадненский район, Северский район, Темрюкский район, Тимашевский район.
4. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями изучить возможность внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве в рамках квоты.
5. Рекомендовать департаменту труда и занятости населения Краснодарского края:
усилить государственный контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
принять меры по активизации работы центров занятости населения с работодателями по созданию (выделению), заполнению квотируемых рабочих мест и трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
совместно с министерством здравоохранения Краснодарского края подготовить методические рекомендации по реализации Закона края № 231-КЗ в части организации работы и учета граждан, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма, работающих в рамках установленной квоты;
совместно с Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю принять дополнительные меры по содействию трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы, до погашения судимости;
подготовить предложения по внесению изменений в Закон края № 231-КЗ в части расширения перечня категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для которых возможно введение квотированных рабочих мест (многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые) без увеличения размера квот для работодателей.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края, территориальным (региональным) федеральным органам исполнительной власти по Краснодарскому краю:
1) включить в отраслевое соглашение с работодателями пункты:
о создании (выделении) квотируемых рабочих мест и приеме на работу инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, других категорий, указанных в Законе края № 231-КЗ;
о проведении специальной оценки условий труда на квотируемых рабочих местах и соблюдении условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
2) обеспечить (по соответствующим сферам деятельности) взаимодействие с работодателями всех форм собственности с численностью работников от 35 человек и выше в целях принятия мер по выполнению квот для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
7. Рекомендовать департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края организовать ежегодное информирование населения через районные, краевые и федеральные средства массовой информации о реализации Закона края № 231-КЗ.
8. Рекомендовать Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю усилить контроль за организацией направления граждан, освободившихся из мест лишения свободы, до погашения судимости за содействием в трудоустройстве в центры занятости населения в муниципальных образованиях края.
9. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:
обеспечить утверждение перечня работодателей, которым вводятся квоты в порядке, установленном статьей 5 Закона края № 231-КЗ;
принять меры по исключению на подведомственных предприятиях нарушений норм трудового законодательства, в том числе устанавливающих обязанности работодателей по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах и соблюдению условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
рассмотреть вопрос об увеличении работодателями размера оплаты труда на квотируемых рабочих местах на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений муниципального образования;
проанализировать соотношение количества граждан, испытывающих трудности в поиске работы, состоящих на учете в центре занятости населения, и количества имеющихся вакансий, заявленных работодателями в счет квот в муниципальном образовании, причины незаполнения вакансий;
принять дополнительные меры межведомственного взаимодействия по реализации Закона края № 231-КЗ и заполнению квотируемых рабочих мест;
рассмотреть вопрос о возможности предоставления налоговых льгот работодателям, перевыполняющим установленную квоту;
применять меры поощрения к работодателям, создающим (выделяющим) рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
10. Рекомендовать Краснодарскому краевому (региональному) объединению работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" усилить взаимодействие с работодателями Краснодарского края по вопросам:
создания (выделения) квотируемых рабочих мест и их заполнения;
проведения специальной оценки условий труда на всех квотируемых рабочих местах и соблюдения условий труда по результатам проведенной специальной оценки.
11. Рекомендовать Краснодарскому краевому объединению организаций профсоюзов, краевым территориальным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов муниципальных образований края осуществлять контроль:
создания (выделения) работодателями квотируемых рабочих мест и их заполнения;
проведения работодателями специальной оценки условий труда на всех квотируемых рабочих местах и соблюдения условий труда по результатам проведенной специальной оценки.
12. Рекомендовать Краснодарской краевой организации Всероссийского общества слепых, Краснодарскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов":
информировать членов общественных организаций инвалидов Краснодарского края и обращающихся к ним инвалидов о возможности трудоустройства на квотируемые рабочие места;
оказывать содействие работодателям в подборе кандидатов на квотируемые рабочие места во взаимодействии с Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани";
содействовать государственным казенным учреждениям Краснодарского края - центрам занятости населения в муниципальных образованиях в проведении информационной работы среди инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве.
13. Рекомендовать работодателям со среднесписочной численностью работников от 35 человек и выше:
включить в коллективные договоры вопросы создания (выделения) квотируемых рабочих мест для инвалидов и для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, других категорий, проведения на них специальной оценки условий труда и соблюдения условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
принять меры по исключению нарушений норм трудового законодательства, в том числе устанавливающих обязанности работодателей по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах и соблюдению условий труда по результатам проведенной специальной оценки;
обеспечить заполнение созданных (выделенных) квотируемых рабочих мест.
14. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам культуры, информационной политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
10 июня 2015 года
№ 1703-П
------------------------------------------------------------------