Постановление ЗС Краснодарского края от 27.05.2015 N 1646-П "Об обеспечении безопасности детей и подростков в период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления на территории Краснодарского края"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. № 1646-П
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ИХ
ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Заслушав и обсудив информацию министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Н.А. Губриевой об обеспечении безопасности детей и подростков в период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления на территории Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае совместно с организациями санаторно-курортной сферы во исполнение Закона Краснодарского края от 29 марта 2005 года № 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае" (далее также - Закон) проводится определенная работа по развитию материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления, подготовке кадров и увеличению финансирования мероприятий для доступного, безопасного и эффективного отдыха, оздоровления детей и занятости их в летний период.
В соответствии с государственной программой Краснодарского края "Дети Кубани" в 2015 году на организацию занятости, отдыха и оздоровления кубанских школьников планируется израсходовать 1905,6 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета - 1096,3 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований края - 809,3 млн. рублей.
Для координации работы в крае по подготовке к летней оздоровительной кампании созданы краевая межведомственная комиссия и 44 муниципальных комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Рабочими группами краевой и муниципальных межведомственных комиссий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей проводится постоянный мониторинг готовности всех организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории края, к летнему сезону.
Всего в летний период 2015 года на территории Краснодарского края планирует приступить к работе 1531 организация отдыха детей и их оздоровления. В их числе 55 учреждений санаторного типа и 1476 детских лагерей. Подготовленная материально-техническая база указанных организаций имеет возможность в течение летнего оздоровительного периода 2015 года принять в четыре смены свыше 500 тысяч детей.
В то же время 29 организаций отдыха детей и их оздоровления по различным причинам (ветхое состояние зданий и сооружений, проведение ремонтных работ, перепрофилирование на семейный отдых) не планируют в этом году прием детей на летний отдых.
В настоящее время министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края (далее - министерство) осуществлено 10 выездов в организации отдыха детей и их оздоровления, заключившие государственные контракты с министерством, из них 3 выезда в город Анапу, 3 выезда в город Геленджик, 3 выезда в Темрюкский район, 1 выезд в город Краснодар. Кроме этого, на территории оздоровительных организаций, заключивших государственные контракты с министерством, круглосуточно находятся специалисты управлений социальной защиты населения (1 сопровождающий на 200 детей), осуществляющие ежедневный мониторинг качества предоставления детям услуг по санаторно-курортному лечению, питанию, проживанию, медицинскому обслуживанию и культурному досугу.
В ходе проводимого мониторинга объектов туристского показа особое внимание было уделено санитарному состоянию территорий, обеспечению противопожарной безопасности, оборудованию мест отдыха. Министерством курортов и туризма Краснодарского края проводится консультативная и разъяснительная работа с организаторами детского отдыха по вопросам перевозки групп детей автобусами к объектам туристического показа в соответствии с рекомендациями Управления ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю (далее - Госавтоинспекция Краснодарского края).
Муниципальные органы управления здравоохранением, краевые и муниципальные медицинские организации осуществляют организационно-методическую помощь медицинскому персоналу организаций отдыха детей и их оздоровления в вопросах лекарственного обеспечения, комплектования медицинских кабинетов необходимым инструментарием, расходными материалами, оборудованием, проводят семинары-совещания для руководителей и медицинского персонала детских оздоровительных организаций по различным вопросам оздоровления и оказания неотложной медицинской помощи несовершеннолетним, направляют специалистов для медицинского сопровождения организованных групп детей.
Ежегодно проводится более 5000 бесед, читается более 2000 лекций, выпускается более 1500 стенгазет, осуществляются до 100 выступлений и публикаций в СМИ, демонстрируется более 150 видеофильмов.
С целью профилактики массовых инфекционных заболеваний, острых кишечных инфекций Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проводятся контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил, лабораторно-инструментальные исследования внешней среды, в том числе и на объектах питания. В летний сезон 2014 года в организациях отдыха детей и их оздоровления проведено 40454 лабораторно-инструментальных исследования внешней среды.
Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю совместно с сотрудниками ФГКУ УВО ГУ МВД России по Краснодарскому краю, представителями государственной противопожарной службы МЧС России и органами местного самоуправления в Краснодарском крае проводятся комиссионные обследования объектов санаторно-курортного комплекса на предмет их технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации.
Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Краснодарскому краю проводятся проверки пляжных территорий, ведется профилактическая работа по правилам безопасного поведения детей на водных объектах. В 2014 году на детских пляжах было развернуто 133 спасательных поста (в том числе муниципальные - 11, ведомственные - 122), в текущем году количество спасательных постов сохранится на уровне предыдущего года.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении организованных перевозок детей автомобильным транспортом к местам отдыха, оздоровления и обратно Госавтоинспекцией Краснодарского края осуществляется комплекс мероприятий по исполнению требований Приказа МВД России от 31 августа 2007 года № 767 "Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции".
В готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, оказанию помощи пострадавшим, в том числе детям, при происшествиях, в том числе на водных объектах, находится группировка сил и средств профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, подведомственных министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края.
Вместе с тем анализ работы организаций отдыха детей и их оздоровления за последние 3 года выявил ряд существенных проблем, не позволяющих создать высокий уровень безопасности жизнедеятельности детей.
Так, в стационарные медицинские организации края из организаций отдыха детей и их оздоровления за последние 3 года было госпитализировано 1638 детей (2012 год - 346 детей, 2013 год - 861, 2014 год - 431 ребенок). Основными причинами госпитализации детей являлись инфекционные заболевания: 2012 год - 179 детей, 2013 год - 661 ребенок, 2014 год - 277 детей. В частности, из-за нарушений санитарных норм в 2014 году территориальным отделом Роспотребнадзора в городе Геленджике приостановлена деятельность детского оздоровительного комплекса спортивного типа "Спутник" в с. Кабардинка. В связи с травматизмом было госпитализировано в 2012 году 33 ребенка от общего числа детей из оздоровительных организаций, госпитализированных в стационары края, в 2013 году - 60 детей, в 2014 году - 20 детей.
В 2014 году надзорными органами было выявлено 405 нарушений требований пожарной безопасности, из которых было устранено 391 нарушение, что составляет 97,2 процента от общего количества. За нарушения правил пожарной безопасности в сезон 2014 года не допущена деятельность ООО "Детский оздоровительный лагерь "Орленок" в с. Кабардинка.
По итогам проверок за выявленные нарушения к административной ответственности привлечено 31 юридическое лицо и 66 должностных лиц. О неудовлетворительном противопожарном состоянии организаций отдыха детей и их оздоровления органами надзорной деятельности была направлена в различные инстанции 91 информация, из этого числа 59 информации в органы прокуратуры.
В ходе комплексных проверок организаций отдыха детей и их оздоровления выявлены недостатки в их противокриминальной и антитеррористической защищенности (отсутствие охраны на входе, нарушение целостности периметрального ограждения, недостаточная техническая укрепленность данных объектов).
Вышеназванные факты обусловлены прежде всего низким профессиональным уровнем организаторов и персонала организаций. Сезонный режим их работы, недостаточный опыт круглосуточного общения с подопечными на незнакомой им территории, разнообразие подведомственной подчиненности не позволяют создать единый высокий стандарт безопасности, предотвратить травматизм, минимизировать его последствия, а существующая система медико-санитарной помощи в этих организациях зачастую не обеспечивает гарантированную безопасность.
Динамичный распорядок дня, соревновательный характер проводимых мероприятий существенным образом влияет на психику детей и подростков, притупляя у них чувство самосохранения. Это также в свою очередь повышает риск травматизма. Как показывает практика расследований несчастных случаев, абсолютное большинство из них имели бы менее тяжкие последствия, если бы вовремя была оказана качественная первая помощь пострадавшим.
Также существуют факты одновременного пребывания в оздоровительных организациях организованных групп детей и взрослых, причем функционирование подобных здравниц осуществляется на правах самостоятельных организаций, в которых существует независимый распорядок дня, самостоятельные (без согласования с руководителем здравницы) выезды (выходы) за пределы здравницы, отсутствие централизованного подчинения педагогического отряда (вожатых) администрации оздоровительной организации. Примером подобных нарушений служит лагерь "Максимус", собственник которого взял в аренду один из корпусов ЗАО "Санаторий "Жемчужина моря" в городе Геленджике и позволил подвергнуть опасности около 280 детей из Краснодарского края и субъектов Российской Федерации. В 2013 году этот же предприниматель пытался открывать лагерь на базе пансионата "Фея" в городе Анапе.
В ходе проведения проверочных мероприятий рабочей группой Законодательного Собрания Краснодарского края также был выявлен ряд недостатков в ЗАО "Санаторий "Жемчужина моря", в частности журнал регистрации инструктажа сотрудников ведется с нарушениями ГОСТ 12.2.004-90, отсутствуют необходимые нормативные документы по охране труда.
С целью обеспечения безопасного пребывания детей и подростков в организациях отдыха детей и их оздоровления в Краснодарском крае Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Рекомендовать министерству курортов и туризма Краснодарского края совместно с министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществлять постоянный мониторинг детской оздоровительной кампании, в том числе эффективности деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, более полно использовать опыт успешных организаций, в которых применяются программы развития индивидуальных способностей и навыков ребенка.
2. Рекомендовать министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края:
в пределах установленных полномочий осуществлять деятельность по организации отдыха и оздоровлению детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внести предложение министерству финансов Краснодарского края о рассмотрении вопроса по увеличению финансирования детской оздоровительной кампании из средств бюджета Краснодарского края;
рассмотреть возможность заключения государственных контрактов на оказание услуг по санаторно-курортному лечению отдельных категорий детей с оздоровительными организациями, расположенными на территории Краснодарского края, на срок до 3 лет.
3. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края и министерству образования и науки Краснодарского края организовать в подготовительный период к летнему сезону 2015 года обучение персонала детских оздоровительных организаций отдыха детей и их оздоровления порядку и правилам оказания первой помощи пострадавшим.
4. Рекомендовать департаменту транспорта Краснодарского края совместно с министерством образования и науки Краснодарского края и министерством здравоохранения Краснодарского края обеспечить выполнение установленных мер безопасности при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно с учетом дальности перевозок и времени суток, а также в период пребывания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых расположены организации отдыха детей и их оздоровления, в пределах установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края компетенции в рамках работы муниципальных межведомственных комиссий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей:
1) принять меры по:
созданию условий для недопущения сокращения количества организаций отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования;
приведению детских пляжей, находящихся в собственности муниципальных образований, в соответствие с требованиями законодательства;
недопущению размещения на территории организаций отдыха и оздоровления, предназначенных для пребывания взрослых, организованных групп детей, в том числе под видом самостоятельных организаций;
своевременному уведомлению министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края о размещении организованных групп детей в пансионатах, гостевых домах, мини-гостиницах при проведении детских фестивалей, конкурсов, соревнований, походов;
2) обеспечить в организациях отдыха детей и их оздоровления, находящихся в муниципальной собственности, контроль за:
обеспечением безопасности детей во время нахождения их в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе при проведении экскурсионных, спортивных мероприятий и во время купания;
качеством питания детей;
недопущением превышения проектной вместимости муниципальных организаций отдыха детей и их оздоровления;
надлежащим состоянием источников противопожарного водоснабжения;
проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ и противоклещевых обработок;
обеспечением неукоснительного соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в части недопущения к трудовой деятельности в подведомственных организациях лиц, указанных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
6. Рекомендовать руководителям организаций отдыха детей и их оздоровления, организаторам детского отдыха, туристских и экскурсионных поездок в установленных в соответствии с законодательством случаях и порядке:
1) принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности детей во время нахождения их в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе при проведении экскурсионных, спортивных мероприятий и во время купания;
2) осуществлять прием на работу сотрудников только при наличии личных медицинских книжек установленного образца с отметками о результатах медицинских обследований и заключений, необходимых в соответствии с требованиями законодательства;
3) осуществлять страхование от несчастных случаев и болезней детей на период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе при проведении экскурсионных, спортивных мероприятий и во время купания;
4) соблюдать требования трудового законодательства Российской Федерации в части недопущения к трудовой деятельности в оздоровительных организациях лиц, указанных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
5) принять меры, направленные на недопущение нахождения в оздоровительных организациях для взрослых организованных групп детей на правах самостоятельной организации (с отдельным распорядком дня, с самостоятельными выездами (выходами) за пределы данной организации, без централизованного подчинения педагогического отряда (вожатых) администрации организации);
6) комплектовать штат организаций отдыха детей и их оздоровления педагогическими кадрами, имеющими соответствующий уровень профессиональной подготовки, владеющими современными педагогическими и оздоровительными технологиями, в том числе студенческими педагогическими отрядами, квалифицированным медицинским персоналом, имеющим опыт работы с детьми, квалифицированным персоналом пищеблоков;
7) организовать проведение оценки эффективности оздоровления детей с представлением результатов в медицинскую организацию.
7. Рекомендовать Управлению на транспорте МВД России по Южному федеральному округу:
1) информировать министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края об:
организованном перемещении детей и подростков к местам отдыха и обратно;
организованном перемещении детей и подростков к местам отдыха железнодорожным транспортом без обеспечения горячего питания;
2) совместно с участковыми уполномоченными полиции и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края обратить внимание на неорганизованные группы детей, прибывающих на отдых и оздоровление, сообщать о данных случаях в муниципальные межведомственные комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей соответствующих муниципальных образований Краснодарского края.
8. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма проинформировать прокуратуру Краснодарского края о фактах нарушения законодательства лагерем "Максимус".
9. Министерству курортов и туризма Краснодарского края совместно с постоянным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма обратиться в Правительство Российской Федерации по вопросу определения правовых оснований для недопущения закрытия и перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления.
10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
27 мая 2015 года
№ 1646-П
------------------------------------------------------------------
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. № 1646-П
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ИХ
ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Заслушав и обсудив информацию министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Н.А. Губриевой об обеспечении безопасности детей и подростков в период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления на территории Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае совместно с организациями санаторно-курортной сферы во исполнение Закона Краснодарского края от 29 марта 2005 года № 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае" (далее также - Закон) проводится определенная работа по развитию материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления, подготовке кадров и увеличению финансирования мероприятий для доступного, безопасного и эффективного отдыха, оздоровления детей и занятости их в летний период.
В соответствии с государственной программой Краснодарского края "Дети Кубани" в 2015 году на организацию занятости, отдыха и оздоровления кубанских школьников планируется израсходовать 1905,6 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета - 1096,3 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований края - 809,3 млн. рублей.
Для координации работы в крае по подготовке к летней оздоровительной кампании созданы краевая межведомственная комиссия и 44 муниципальных комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Рабочими группами краевой и муниципальных межведомственных комиссий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей проводится постоянный мониторинг готовности всех организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории края, к летнему сезону.
Всего в летний период 2015 года на территории Краснодарского края планирует приступить к работе 1531 организация отдыха детей и их оздоровления. В их числе 55 учреждений санаторного типа и 1476 детских лагерей. Подготовленная материально-техническая база указанных организаций имеет возможность в течение летнего оздоровительного периода 2015 года принять в четыре смены свыше 500 тысяч детей.
В то же время 29 организаций отдыха детей и их оздоровления по различным причинам (ветхое состояние зданий и сооружений, проведение ремонтных работ, перепрофилирование на семейный отдых) не планируют в этом году прием детей на летний отдых.
В настоящее время министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края (далее - министерство) осуществлено 10 выездов в организации отдыха детей и их оздоровления, заключившие государственные контракты с министерством, из них 3 выезда в город Анапу, 3 выезда в город Геленджик, 3 выезда в Темрюкский район, 1 выезд в город Краснодар. Кроме этого, на территории оздоровительных организаций, заключивших государственные контракты с министерством, круглосуточно находятся специалисты управлений социальной защиты населения (1 сопровождающий на 200 детей), осуществляющие ежедневный мониторинг качества предоставления детям услуг по санаторно-курортному лечению, питанию, проживанию, медицинскому обслуживанию и культурному досугу.
В ходе проводимого мониторинга объектов туристского показа особое внимание было уделено санитарному состоянию территорий, обеспечению противопожарной безопасности, оборудованию мест отдыха. Министерством курортов и туризма Краснодарского края проводится консультативная и разъяснительная работа с организаторами детского отдыха по вопросам перевозки групп детей автобусами к объектам туристического показа в соответствии с рекомендациями Управления ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю (далее - Госавтоинспекция Краснодарского края).
Муниципальные органы управления здравоохранением, краевые и муниципальные медицинские организации осуществляют организационно-методическую помощь медицинскому персоналу организаций отдыха детей и их оздоровления в вопросах лекарственного обеспечения, комплектования медицинских кабинетов необходимым инструментарием, расходными материалами, оборудованием, проводят семинары-совещания для руководителей и медицинского персонала детских оздоровительных организаций по различным вопросам оздоровления и оказания неотложной медицинской помощи несовершеннолетним, направляют специалистов для медицинского сопровождения организованных групп детей.
Ежегодно проводится более 5000 бесед, читается более 2000 лекций, выпускается более 1500 стенгазет, осуществляются до 100 выступлений и публикаций в СМИ, демонстрируется более 150 видеофильмов.
С целью профилактики массовых инфекционных заболеваний, острых кишечных инфекций Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проводятся контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил, лабораторно-инструментальные исследования внешней среды, в том числе и на объектах питания. В летний сезон 2014 года в организациях отдыха детей и их оздоровления проведено 40454 лабораторно-инструментальных исследования внешней среды.
Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю совместно с сотрудниками ФГКУ УВО ГУ МВД России по Краснодарскому краю, представителями государственной противопожарной службы МЧС России и органами местного самоуправления в Краснодарском крае проводятся комиссионные обследования объектов санаторно-курортного комплекса на предмет их технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации.
Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Краснодарскому краю проводятся проверки пляжных территорий, ведется профилактическая работа по правилам безопасного поведения детей на водных объектах. В 2014 году на детских пляжах было развернуто 133 спасательных поста (в том числе муниципальные - 11, ведомственные - 122), в текущем году количество спасательных постов сохранится на уровне предыдущего года.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении организованных перевозок детей автомобильным транспортом к местам отдыха, оздоровления и обратно Госавтоинспекцией Краснодарского края осуществляется комплекс мероприятий по исполнению требований Приказа МВД России от 31 августа 2007 года № 767 "Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции".
В готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, оказанию помощи пострадавшим, в том числе детям, при происшествиях, в том числе на водных объектах, находится группировка сил и средств профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, подведомственных министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края.
Вместе с тем анализ работы организаций отдыха детей и их оздоровления за последние 3 года выявил ряд существенных проблем, не позволяющих создать высокий уровень безопасности жизнедеятельности детей.
Так, в стационарные медицинские организации края из организаций отдыха детей и их оздоровления за последние 3 года было госпитализировано 1638 детей (2012 год - 346 детей, 2013 год - 861, 2014 год - 431 ребенок). Основными причинами госпитализации детей являлись инфекционные заболевания: 2012 год - 179 детей, 2013 год - 661 ребенок, 2014 год - 277 детей. В частности, из-за нарушений санитарных норм в 2014 году территориальным отделом Роспотребнадзора в городе Геленджике приостановлена деятельность детского оздоровительного комплекса спортивного типа "Спутник" в с. Кабардинка. В связи с травматизмом было госпитализировано в 2012 году 33 ребенка от общего числа детей из оздоровительных организаций, госпитализированных в стационары края, в 2013 году - 60 детей, в 2014 году - 20 детей.
В 2014 году надзорными органами было выявлено 405 нарушений требований пожарной безопасности, из которых было устранено 391 нарушение, что составляет 97,2 процента от общего количества. За нарушения правил пожарной безопасности в сезон 2014 года не допущена деятельность ООО "Детский оздоровительный лагерь "Орленок" в с. Кабардинка.
По итогам проверок за выявленные нарушения к административной ответственности привлечено 31 юридическое лицо и 66 должностных лиц. О неудовлетворительном противопожарном состоянии организаций отдыха детей и их оздоровления органами надзорной деятельности была направлена в различные инстанции 91 информация, из этого числа 59 информации в органы прокуратуры.
В ходе комплексных проверок организаций отдыха детей и их оздоровления выявлены недостатки в их противокриминальной и антитеррористической защищенности (отсутствие охраны на входе, нарушение целостности периметрального ограждения, недостаточная техническая укрепленность данных объектов).
Вышеназванные факты обусловлены прежде всего низким профессиональным уровнем организаторов и персонала организаций. Сезонный режим их работы, недостаточный опыт круглосуточного общения с подопечными на незнакомой им территории, разнообразие подведомственной подчиненности не позволяют создать единый высокий стандарт безопасности, предотвратить травматизм, минимизировать его последствия, а существующая система медико-санитарной помощи в этих организациях зачастую не обеспечивает гарантированную безопасность.
Динамичный распорядок дня, соревновательный характер проводимых мероприятий существенным образом влияет на психику детей и подростков, притупляя у них чувство самосохранения. Это также в свою очередь повышает риск травматизма. Как показывает практика расследований несчастных случаев, абсолютное большинство из них имели бы менее тяжкие последствия, если бы вовремя была оказана качественная первая помощь пострадавшим.
Также существуют факты одновременного пребывания в оздоровительных организациях организованных групп детей и взрослых, причем функционирование подобных здравниц осуществляется на правах самостоятельных организаций, в которых существует независимый распорядок дня, самостоятельные (без согласования с руководителем здравницы) выезды (выходы) за пределы здравницы, отсутствие централизованного подчинения педагогического отряда (вожатых) администрации оздоровительной организации. Примером подобных нарушений служит лагерь "Максимус", собственник которого взял в аренду один из корпусов ЗАО "Санаторий "Жемчужина моря" в городе Геленджике и позволил подвергнуть опасности около 280 детей из Краснодарского края и субъектов Российской Федерации. В 2013 году этот же предприниматель пытался открывать лагерь на базе пансионата "Фея" в городе Анапе.
В ходе проведения проверочных мероприятий рабочей группой Законодательного Собрания Краснодарского края также был выявлен ряд недостатков в ЗАО "Санаторий "Жемчужина моря", в частности журнал регистрации инструктажа сотрудников ведется с нарушениями ГОСТ 12.2.004-90, отсутствуют необходимые нормативные документы по охране труда.
С целью обеспечения безопасного пребывания детей и подростков в организациях отдыха детей и их оздоровления в Краснодарском крае Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Рекомендовать министерству курортов и туризма Краснодарского края совместно с министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществлять постоянный мониторинг детской оздоровительной кампании, в том числе эффективности деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, более полно использовать опыт успешных организаций, в которых применяются программы развития индивидуальных способностей и навыков ребенка.
2. Рекомендовать министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края:
в пределах установленных полномочий осуществлять деятельность по организации отдыха и оздоровлению детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внести предложение министерству финансов Краснодарского края о рассмотрении вопроса по увеличению финансирования детской оздоровительной кампании из средств бюджета Краснодарского края;
рассмотреть возможность заключения государственных контрактов на оказание услуг по санаторно-курортному лечению отдельных категорий детей с оздоровительными организациями, расположенными на территории Краснодарского края, на срок до 3 лет.
3. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края и министерству образования и науки Краснодарского края организовать в подготовительный период к летнему сезону 2015 года обучение персонала детских оздоровительных организаций отдыха детей и их оздоровления порядку и правилам оказания первой помощи пострадавшим.
4. Рекомендовать департаменту транспорта Краснодарского края совместно с министерством образования и науки Краснодарского края и министерством здравоохранения Краснодарского края обеспечить выполнение установленных мер безопасности при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно с учетом дальности перевозок и времени суток, а также в период пребывания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых расположены организации отдыха детей и их оздоровления, в пределах установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края компетенции в рамках работы муниципальных межведомственных комиссий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей:
1) принять меры по:
созданию условий для недопущения сокращения количества организаций отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования;
приведению детских пляжей, находящихся в собственности муниципальных образований, в соответствие с требованиями законодательства;
недопущению размещения на территории организаций отдыха и оздоровления, предназначенных для пребывания взрослых, организованных групп детей, в том числе под видом самостоятельных организаций;
своевременному уведомлению министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края о размещении организованных групп детей в пансионатах, гостевых домах, мини-гостиницах при проведении детских фестивалей, конкурсов, соревнований, походов;
2) обеспечить в организациях отдыха детей и их оздоровления, находящихся в муниципальной собственности, контроль за:
обеспечением безопасности детей во время нахождения их в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе при проведении экскурсионных, спортивных мероприятий и во время купания;
качеством питания детей;
недопущением превышения проектной вместимости муниципальных организаций отдыха детей и их оздоровления;
надлежащим состоянием источников противопожарного водоснабжения;
проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ и противоклещевых обработок;
обеспечением неукоснительного соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в части недопущения к трудовой деятельности в подведомственных организациях лиц, указанных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
6. Рекомендовать руководителям организаций отдыха детей и их оздоровления, организаторам детского отдыха, туристских и экскурсионных поездок в установленных в соответствии с законодательством случаях и порядке:
1) принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности детей во время нахождения их в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе при проведении экскурсионных, спортивных мероприятий и во время купания;
2) осуществлять прием на работу сотрудников только при наличии личных медицинских книжек установленного образца с отметками о результатах медицинских обследований и заключений, необходимых в соответствии с требованиями законодательства;
3) осуществлять страхование от несчастных случаев и болезней детей на период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе при проведении экскурсионных, спортивных мероприятий и во время купания;
4) соблюдать требования трудового законодательства Российской Федерации в части недопущения к трудовой деятельности в оздоровительных организациях лиц, указанных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
5) принять меры, направленные на недопущение нахождения в оздоровительных организациях для взрослых организованных групп детей на правах самостоятельной организации (с отдельным распорядком дня, с самостоятельными выездами (выходами) за пределы данной организации, без централизованного подчинения педагогического отряда (вожатых) администрации организации);
6) комплектовать штат организаций отдыха детей и их оздоровления педагогическими кадрами, имеющими соответствующий уровень профессиональной подготовки, владеющими современными педагогическими и оздоровительными технологиями, в том числе студенческими педагогическими отрядами, квалифицированным медицинским персоналом, имеющим опыт работы с детьми, квалифицированным персоналом пищеблоков;
7) организовать проведение оценки эффективности оздоровления детей с представлением результатов в медицинскую организацию.
7. Рекомендовать Управлению на транспорте МВД России по Южному федеральному округу:
1) информировать министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края об:
организованном перемещении детей и подростков к местам отдыха и обратно;
организованном перемещении детей и подростков к местам отдыха железнодорожным транспортом без обеспечения горячего питания;
2) совместно с участковыми уполномоченными полиции и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края обратить внимание на неорганизованные группы детей, прибывающих на отдых и оздоровление, сообщать о данных случаях в муниципальные межведомственные комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей соответствующих муниципальных образований Краснодарского края.
8. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма проинформировать прокуратуру Краснодарского края о фактах нарушения законодательства лагерем "Максимус".
9. Министерству курортов и туризма Краснодарского края совместно с постоянным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма обратиться в Правительство Российской Федерации по вопросу определения правовых оснований для недопущения закрытия и перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления.
10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
27 мая 2015 года
№ 1646-П
------------------------------------------------------------------